Финансирование прежних ФЦП сокращается

| статьи | печать

Министры теперь будут обосновывать необходимость планируемых расходов по каждой федеральной целевой программе сразу перед двумя вице-премьерами — Игорем Шуваловым и Алексеем Кудриным. Соответствующие поручения в конце июня даны главам федеральных ведомств. Ужесточение понятно: по предварительным подсчетам, не хватит денег на финансирование практически каждой второй ФЦП. Однако это не значит, что не будут писаться и приниматься новые ФЦП.

Финансирование ФЦП в текущем году сокращается на 36% от намеченного объема. В последующие годы сокращение продолжится. Об этом говорилось на недавнем совещании у первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова.

Новый тренд объясняют конечно же мировым кризисом. Между тем задолго до нынешнего и даже предыдущего кризиса экспертное сообщество предупреждало о пагубности моды на всевозможные стратегии. Аналитики не оспаривали необходимость программ (они важны для развивающейся экономики), правда, уточняли, что ожидаемый эффект можно достичь, только когда крупномасштабные проекты соизмеряются с возможностями их реализации в конкретные сроки. Но процесс планирования трат казенных денег столь заманчив, что «планировщики» экспертов не слышали.

Итог. По данным Министерства экономического развития РФ, в 2009 г. в стадии реализации находилась 51 федеральная целевая программа. Общий объем финансирования ФЦП в соответствии с Федеральным законом от 24.11. 2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» равнялся 840,76 млрд руб. Из них 370,12 млрд — бюджетные инвестиции, 118,20 млрд —

субсидии региональным и местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности, 97,76 млрд — финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), 254,68 млрд — прочие нужды.

Однако проведенная перед совещанием у И. Шувалова ревизия показала, что планы плавно перетекают в благие намерения. Заявленные объемы финансирования уже сокращены на 17%. При грубом приближении практически каждая пятая ФЦП уже не обеспечена деньгами. А по прогнозу Минфина, такая участь постигнет в ближайшие годы едва ли не каждую вторую целевую программу.

Высшая математика не нужна

Согласно паспортам программ на реализацию всех ФЦП в 2010 г. требуется 1,309 трлн руб., в 2011- м — 1,361 трлн, а к 2013 г. — 1,345 трлн. Но федеральные министры запросили еще 1,9 трлн руб. Например, Минтранс желает дополнительно 1,2 трлн руб. на дорожное строительство по программе развития транспорта.

Выходит, планы провалены, пора запросить новые суммы под очередные обещания.

Министру финансов не привыкать секвестировать бюджетные заявки ведомств и территорий, невзирая на отчаянные мольбы просящих. Теперь ему при поддержке первого вице-премьера будет легче отбиваться и от заявителей.

Видимо, есть резон. Но это вовсе не означает, что подготовку новых федеральных целевых программ решено отложить до лучших времен. Из выступлений премьер-министра и президента уже хорошо известно, что они поручили своим подчиненным запустить в предстоящем бюджетном трехлетии еще 32 программы. По имеющимся сведениям, цена вопроса — 3,3 трлн руб.

Если сложить уже запрошенные министрами 1,9 трлн руб. и требуемые 3,3 трлн руб., получится больше 5 трлн руб. То есть в помощь А. Кудрину брошен И. Шувалов, чтобы сократить финансирование старых программ ради начала новых.

Не припоминается ни одного примера, когда в полном объеме была исполнена хотя бы одна ФЦП за последние 20 лет.

Теперь вице-премьеры заставили министров сесть за новые расчеты. Что получится? Скорее всего очередные долгосрочные инвестиционные программы повторят печально известные опыты. Например, когда исполнение программы социального развития села было растянуто еще на два года, а «Жилище-2010» превратилось в «Жилище-2015».

Следует признать, что в ФЦП трудно обнаружить экономический смысл. Потому что в программах часто не видно стимулов для их реализаторов, но есть соблазны для мастеров по осваиванию казенных денег.

Комментарий

Георгий Лазарев,
президент Союза производителей
дорожной и строительной техники

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России в 2010—2015 гг.» предусматривает крупномасштабные меры по модернизации. Они соответственно требуют опережающего развития отечественного дорожно-строительного машиностроения. Нельзя внедрять новые технологии строительства и ремонта дорог с ломом, ведром и лопатой. Однако наше дорожно-строительное машиностроение находится в кризисном положении. И это сдерживает развитие дорожного хозяйства. Российская дорожная техника серьезно уступает западным аналогам, а некоторых машин для внедрения новых технологий и вовсе нет в номенклатуре отечественных предприятий. Поэтому, несмотря на сравнительную дешевизну отечественных машин, дорожники предпочитают зарубежные аналоги. Лет десять назад была принята межведомственная программа развития дорожного машиностроения. Однако за десять лет она не решила ни одной задачи из тех, которые были продекларированы.

Открытый список ФЦП России

Развитие социальной инфраструктуры

Жилище на 2002—2010 гг.

Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 г.

Социальное развитие села до 2012 г.

Культура России (2006—2010 гг.)

Социальная поддержка инвалидов на 2006—2010 гг.

Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—2011 гг.

Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008—2012 гг.


Развитие транспортной инфраструктуры

Модернизация транспортной системы России (2002—2012 гг.)

Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.


Новое поколение

Реформирование системы военного образования в Российской Федерации до 2010 г.

Развитие образования на 2006—2010 гг.

«Русский язык» на 2006—2010 гг.

Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 гг.

«Дети России» на 2007—2010 гг.


Безопасность и экология

Мировой океан

Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г.

«Государственная граница Российской Федерации (2003—2010 гг.)»

Уничтожение запасов химического вооружения в Российской Федерации.

Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005—2010 гг.

Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005—2010 гг.)

Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004—2020 гг.

Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 гг.

Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 гг. и на период до 2012 г.

Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 г.

Развитие уголовно-исправительной системы (2007—2017 гг.).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.


Развитие науки и технологий

«Глобальная национальная система»

Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 гг. и на период до 2015 г.

«Электронная Россия (2002—2010 гг.)»

Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.

Развитие российских космодромов на 2006—2015 гг.

Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 гг. и на перспективу до 2015 г.

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 гг.

Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства

Российской Федерации (2007—2010 гг.).

Национальная технологическая база на 2007—2011 гг.

Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 гг.

Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008—2015 гг.


Развитие регионов

Развитие Калининградской области на период до 2014 г.

Экономическое и социальное развитие

Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.

Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления

Социально-экономическое развитие

Курильских островов (Сахалинская область) на 2007—2015 гг.

Юг России (2008—2012 гг.)

Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008—2011 гг.


Развитие государственных институтов

Развитие государственной статистики России в 2007—2011 гг.

Развитие судебной системы России на 2007—2011 гг.

Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2006—2008 гг.).

Источник: Минэкономразвития России