Вывоз мусора не является перевозкой грузов

| статьи | печать

В соответствии с Письмом ФНС России от 03.04.2006 № 02-0-01/128® услуги по доставке товаров в рамках исполнения договора купли-продажи не подпадают под ЕНВД. Какова позиция Минфина России по данному вопросу? Можно ли аналогично истолковывать деятельность по вывозу строительного мусора организацией, производящей работы по устройству асфальтобетонного покрытия?

Т. Ковнерова, г. Санкт-Петербург

Под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подпадает предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

ФНС России в Письме от 03.04.2006 № 02-0-01/128® «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» разъяснила, что ЕНВД в связи с оказанием данного вида услуг должен исчисляться и уплачиваться организацией только в том случае, если соответствующие услуги оказываются в рамках самостоятельного вида предпринимательской деятельности.

То есть если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца по доставке товара покупателям, то деятельность, связанная с доставкой собственным транспортом реализованных товаров покупателям за дополнительную плату, является не самостоятельным видом предпринимательской деятельности организации, а способом исполнения обязанности продавца по передаче товара (п. 1 ст. 458 ГК РФ). В этом случае деятельность организации, связанная с доставкой собственным транспортом реализованных товаров покупателям за дополнительную плату, являясь сопутствующей услугой, неразрывно связанной с торговлей, не подпадает под налогообложение ЕНВД.

Если же доставка реализованных товаров покупателям договором купли-продажи этих товаров не предусмотрена, а осуществляется организацией — продавцом товаров по отдельному договору за отдельную плату, то такая деятельность будет подпадать под систему налогообложения в виде ЕНВД.

Мнение Минфина России по рассматриваемому вопросу первоначально отличалось от описанной выше позиции. Так, из писем Минфина от 15.07.2005 № 03-11-04/3/20 и от 28.04.2005 № 03-06-05-04/112 следовало, что для признания услуг по доставке товара отдельным видом предпринимательской деятельности достаточно, чтобы стоимость доставки была выделена в договоре поставки отдельно и не включалась в стоимость реализованных товаров. Минфин утверждал, что в этом случае деятельность по транспортировке товаров подпадает под ЕНВД. И наоборот, если в договорах поставки продукции стоимость ее доставки покупателям отдельно не выделяется, а включается в стоимость реализуемой продукции, то подобные услуги по доставке продукции не могут рассматриваться как отдельный вид предпринимательской деятельности, подлежащий переводу на уплату ЕНВД (Письмо Минфина от 07.09.2004 № 03-06-05-04/16).

Однако позже позиция Минфина изменилась. В Письме от 02.08.2005 № 03-11-04/3/38 чиновники разъяснили, что доставка товара покупателю, осуществляемая в рамках договора купли-продажи собственным транспортом продавца, является не самостоятельным видом предпринимательской деятельности организации, а способом исполнения обязанности продавца по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 458 ГК РФ). Такая доставка признана Минфином составной частью деятельности организации по реализации товара и не подпадает под действие главы 26.3 НК РФ.

Таким образом, можно утверждать, что мнения Минфина и ФНС России по вопросу налогообложения операций доставки товаров продавцом покупателю совпадают.

Следует отметить, что изложенная в Письме ФНС России позиция полностью соответствует нормам гражданского законодательства.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ предпринимательская деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов осуществляется на основе заключаемых с получателями грузов договоров перевозки.

Пункт 1 ст. 785 ГК РФ определяет договор перевозки как договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Что касается деятельности по вывозу строительного мусора, то, по нашему мнению, она не может рассматриваться как деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов по причинам, обозначенным в Письме Минфина России от 20.06.2006 № 03-11-04/3/299.

В Письме отмечается, что осуществляемая организацией транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к деятельности по перевозке грузов: согласно ст. 1 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Оботходах производства и потребления» обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Кроме того, по мнению чиновников, осуществляя перевозку отходов и мусора, организация не выполняет основных пунктов договора перевозки грузов, установленных ГК РФ, поскольку не осуществляет доставку вверенного груза в пункт назначения, не выдает его получателю, а также при транспортировке отходов отсутствуют сроки доставки.

На основании изложенного Минфином сделан вывод о том, что осуществляемая организацией деятельность по перевозке отходов и мусора от юридических лиц не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и соответственно не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.