Утверждены рекомендации по изменению типа госучреждений

| статьи | печать

Утверждены Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности (распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р).

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» существенно изменил правовой статус таких учреждений. Если ранее они подразделялись на бюджетные и автономные, то теперь к ним добавились казенные.

Для приведения правового положения действующих государственных и муниципальных учреждений в соответствие с новыми требованиями к ним правительство разработало Методические рекомендации, которые вступят в силу с 1 января 2011 г.

При принятии решения об изменении типа учреждения правительство предлагает исходить из правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения и дополнительных критериев, основанных на учете его экономического и управленческого потенциала.

Так, для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение.

Автономное и бюджетное учреждения создаются для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции.

Автономное учреждение может быть создано только в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изы­сканий. Автономные учреждения, созданные вне указанных сфер деятельности, должны быть реорганизованы до 1 января 2011 г. или ликвидированы до 10 мая 2011 г.

Сферы деятельности бюджетных учреждений неограниченны.

Экономический потенциал учреждения определяется на основании доли внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения, роста доходов по всем источникам финансового обеспечения, роста балансовой стоимости основных фондов, роста расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги, роста заработной платы работников, коэффициента эффективности использования фонда оплаты труда, определяемого как отношение роста заработной платы работников без учета административно-управленческого персонала к росту заработной платы административно-управленческого персонала.

Кроме того, при оценке экономического потенциала учитываются достаточность обеспечения учреждения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, стандарты качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, степень износа основных фондов, отношение среднемесячной заработной платы работников учреждения к среднемесячной заработной плате работников в целом по субъекту РФ (муниципальному образованию) в соответствующей сфере деятельности, наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности, доля профильных внебюджетных доходов.

Управленческий потенциал учреждения зависит от способности административно-управленческого персонала эффективно осуществлять управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, рейтинга учреждения, по данным независимых рейтинговых агентств, наличия плана учреждения по внедрению энергосберегающих технологий, наличия программы развития автономного учреждения.

Чем выше экономический и управленческий потенциал учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный законом переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа на казенное учреждение.

Помимо рекомендаций по изменению типа учреждения правительство разработало рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями учреждений.

Такие договоры должны содержать права и обязанности руководителя, показатели оценки эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда, срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения, условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст. 278 ТК РФ при наличии у учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.