Четыре вопроса академику

| статьи | печать

Академик РАЕН Дмитрий ЧЕРНИК одной из главных своих задач считает влияние на массовое сознание. А для этого необходим анализ экономической ситуации, с помощью которого он и доводит до законодательных органов и экономических министерств мнения специалистов. Дмитрий Черник согласился встретиться с нашим корреспондентом и ответить на вопросы.

Раздельный бухгалтерский и налоговый учеты, которые нередко вступают в противоречие друг с другом, наверняка являются предметом ночных кошмаров многих финансовых директоров. Поправки в 25-ю главу НК РФ призваны изменить сложившуюся ситуацию. Смогут ли они решить существующие проблемы?

Думаю, что нет.

Проблемы останутся до тех пор, пока будут два учета. Никаких инициатив по поводу отмены налогового учета нет, да это уже и нецелесообразно делать. Вводить его было тоже нецелесообразно. Что касается «страшного сна», то он был в 2002 — 2003 годах, в настоящее время ситуация во многом смягчена.

Внесены поправки, в которых четко говорится, что налоговый учет должен быть максимально сближен с бухгалтерским.

Сейчас в центре внимания многих предпринимателей находится земельный налог. Чего ждать налогоплательщикам в связи с его принятием?

Вопрос земли — это вопрос собственности на землю, прав собственности и вопрос о том, кто и как будет пользоваться землей. Декларируется, что если раздать землю в частные руки, то у нее появится эффективный собственник. Но в это верится с трудом.

Кто же такой эффективный собственник, который намерен хозяйствовать на земле? Быть может, это тот, кто хочет как можно быстрее получить доход с земли? Например, срубить все деревья и продать их за границу. Или эффективно уничтожить поля, на которых растут овощи, не приносящие дохода, и построить кемпинг. Использовать землю можно по-разному. Мне представляется, что использование земли и всех природных ресурсов должно происходить под жестким контролем государства сначала, а система налогообложения должна следовать за ним потом.

Как, по-вашему, отразится на налогоплательщиках налоговое администрирование?

Плохо отразится. Основная задача налоговой службы — это контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

В девяностые годы, когда была создана налоговая служба, она действительно занималась контролем за налогоплательщиками, взысканием недоимок, проверкой правильности уплаты налогов. Постепенно на налоговую инспекцию была возложена абсолютно несвойственная ей задача: она стала нести ответственность за план доходов бюджета, хотя налоговая инспекция и план — это противоречащие друг другу категории, причем с годами эта тенденция только усугублялась.

Сегодня налоговые инспекции подчинены Минфину. Все понимают, что чиновник будет выполнять не абстрактные, возложенные на него обязанности, а конкретные требования своего начальника. Это логично. Поэтому представляется, что с подчинением налоговиков Минфину тенденция ответственности за план будет только усиливаться. А это в корне неправильно.

Что это означает для страны? Раньше налоговая служба проверяла, правильно ли налогоплательщик платит налоги. Если правильно, значит, никаких претензий со стороны налоговиков к нему не будет.

В настоящее время налоговая проверка имеет некую заданность, проводится для того, чтобы взыскать энную сумму денег с предприятия, а иначе план будет не выполнен. Это наносит ущерб налогоплательщику.

Но может возникнуть и другая ситуация, которая наносит ущерб государству в том случае, когда проверяемый — крупный укрыватель налогов. Естественно, его нужно основательно проверить, провести трудоемкую работу по вскрытию всех его манипуляций. Но, взыскав определенную сумму, которая, возможно, лежит на поверхности, проверяющие могут этим ограничиться. Ведь план-то выполнен…

Каково ваше резюме о налоговой ситуации в целом?

Цель нашей экономики сформулировал Президент В. В. Путин — за 10 лет удвоить ВВП. То есть нужно добиться длительного развития достаточно высокими экономическими темпами, для того чтобы начать догонять развитые страны и занять в мире место, достойное геополитическому положению России. Поэтому важны не конкретные цифры и их десятые доли, а поступательное непрерывное развитие. А для этого необходимо от сырьевой экономики перейти к наукоемкой технологии: не в добывающих, а в обрабатывающих отраслях промышленности.

Чтобы перейти от одного типа экономики к другому, есть два способа. Первый — принудительный: приказ, наказание и т. д. Но он в XXI веке не годится. Значит, остается экономический способ. И у государства здесь есть один рычаг развития — налоговая система и налоговые льготы. Налоги дают государству все возможности направлять производство в нужное русло.

Говорить о завершении налоговой реформы пока еще рано. Реформа идет непрерывно с 1991 г., современный ее этап начался с введением второй части Налогового кодекса, и предстоит многое менять и править, предстоит поработать со многими главами Налогового кодекса, в том числе с теми, которые уже приняты и действуют.

Наша справка

ЧЕРНИК Дмитрий Георгиевич, президент Палаты налоговых консультантов, действительный член РАЕН, д. э. н., профессор, государственный советник налоговой службы I ранга, заслуженный экономист РФ, член Совета старейшин при мэре г. Москвы, президент Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) «Консалтинг».