Железнодорожный «перекресток» отменяется

| статьи | печать

Постановлением Правительства РФ с 1 января 2011 г. в сфере железнодорожных перевозок отменяется перекрестное субсидирование, которое позволяло ОАО «РЖД» покрывать многомиллиардные убытки от пассажирских перевозок за счет грузовых. Реализация данного решения может привести к закрытию многих пригородных маршрутов электричек в различных регионах России.

Если тарифы на поезда дальнего сообщения в целом приведены в соответствие с расходами, то по тарифам на электрички ситуация аховая. В 2009 г. электрички «привезли» ОАО «РЖД» убытки в сумме 27,7 млрд руб., а в текущем году, как отметил президент компании Владимир Якунин, они могут превысить 33 млрд руб. Между тем региональные власти, которые согласно правительственному постановлению обязаны компенсировать убытки от пригородных перевозок, перечислили РЖД по итогам прошлого года лишь 2,8 млрд руб.

Недавно начальник отдела организации пассажирских перевозок РЖД Геннадий Гришин заявил, что компания в 2011 г. может отменить пригородное пассажирское сообщение в ряде регионов из-за отказа местных властей заключать договоры о компенсации убытков.

В 2010 г. компания заключила их с 51 субъектом РФ, но ряд регионов отказались подписать договоры, в частности Калининградская область, Приморский и Ставропольский края.

«Может, ситуация дойдет и до того, что мы по ряду субъектов прекратим пригородное сообщение», — сказал Г. Гришин.

По мнению представителей РЖД, спасти пригородные перевозки может создание пригородных пассажирских компаний, которое предусмотрено стратегической программой РЖД и является одним из элементов реформы железнодорожного транспорта. Вновь созданным ППК будет проще осуществлять бизнес, поскольку новичкам легче арендовать инфраструктуру, считают в РЖД. Кроме того, различные преференции компаниям могли бы предоставлять сами регионы, компенсируя убытки. Правда, регионы не слишком стремятся к созданию этих компаний, поэтому предполагается, что Правительство РФ выделит регионам в 2011 г. 35 млрд руб. в виде субсидии на пригородные перевозки.

«Одним выделением средств проблему не решить», — уверен глава комиссии парламента Ленобласти по бюджету и налогам Анатолий Зайцев. Область не будет участвовать в создании пассажирской компании, но при этом готова выполнять федеральные положения в сфере компенсации проезда льготников, а также полностью компенсировать комплекс потерь от пригородных пассажирских перевозок на территории региона.
Поскольку разговоры об убыточности пригородного пассажирского сообщения ведутся давно, ВЦИОМ также озадачен: а можно ли заменить электричку? В ходе исследования, проведенного среди жителей областных и районных центров Московской, Ленинградской, Свердловской и Новосибирской областей, регулярно пользующихся услугами пригородного сообщения, выяснилось, что пригородные перевозки особенно востребованы в регионах с высоким уровнем маятниковой миграции.

Электричка порой единственный способ добраться до места назначения, а в Московской области, например, пригородными электричками каждый день пользуются 15% опрошенных, а 12% — каждый рабочий день. Резкий рост тарифов на пригородный транспорт, о чем уже объявили в РЖД, приведет к существенным изменениям в использовании данного вида транспорта населением. 13% жителей Подмосковья перестанут покупать билеты, а 16% вообще прекратят пользоваться электричками. В Ленинградской области таковых 23%, Свердловской — 24%, Новосибирской — 18%.

По мнению абсолютного большинства респондентов, отказ субъектов Федерации от выплаты местным пригородным пассажирским компаниям компенсации за перевозку пассажиров негативно скажется на пассажирских перевозках и приведет в первую очередь к значительному росту тарифов на 50—70%. Кроме того, это повлияет на возможность сокращения частоты пользования пригородным железнодорожным транспортом. До 30% опрошенных не исключают проведения протестных митингов.