«Веревочный курс» и авантюрные гонки: зачем все это менеджеру по продажам?

| статьи | печать

Если еще недавно тим-билдинги в лесу, корпоративное скалолазание и поиск клада с коллегами были новостью, то теперь командные тренинги для сотрудников не дань моде, а распространенное бизнес-мероприятие. Но обоснованны ли эти затраты с точки зрения налоговых органов и судей? Ведь название тренинга часто не соответствует деятельности организации. Как учесть расходы на их проведение, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дамир Гильмутдинов и Сергей Родюшкин.

Для сотрудников организации был проведен командный тренинг. Согласно заключенному с контрагентом договору его предмет обозначен как «информационно-консультационные услуги для группы специалистов заказчика по теме „Активный тренинг командообразования: „веревочный курс“». Акт об оказании услуг подписан сторонами. Можно ли затраты на проведение тренинга отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу?

Правомерность отнесения к расходам для целей исчисления налога на прибыль затрат организации на консультационные услуги, оказываемые в форме тренингов, зависит от их описания. Если тренинги не носят характера услуг для личного потребления и их проведение направлено на повышение эффективности работы коллектива организации, соответствующие расходы могут быть признаны для целей налогообложения.

Согласно подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, налогоплательщик учитывает расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 264 НК РФ.

В прочих расходах отражаются также затраты на консультационные и иные аналогичные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Как следует из вопроса, предмет договора обозначен как оказание именно консультационных услуг, а не услуг в области образования, подготовки и переподготовки кадров, для оказания которых требуется определенная лицензия.

Главные критерии принятия расходов для целей налогообложения и уменьшения на них налоговой базы по налогу на прибыль приведены в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами подразумеваются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Для оценки экономической оправданности затрат следует также руководствоваться правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной, в частности, в определениях от 04.06.2007 № 366-О-П, от 04.06.2007 № 320-О-П и от 04.12.2003 № 441-О. Как указывает КС РФ, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 02.09.2008 № 5002/08, услуги по оказанию консультаций, проводимых по телефону, электронной почте, на совместных встречах и тренингах персонала, связаны с предпринимательской деятельностью и по своему характеру способствуют ее осуществлению и развитию.

Рассматривая ситуацию, аналогичную описанной в вопросе, ФАС Поволжского округа в постановлении от 26.02.2008 № А55-3600/07 указал буквально следующее. Факт оказания консультативных услуг подтвержден актом сдачи-приемки, программой семинара, на котором обсуждались методы повышения эффективности управления подразделениями, грамотного распределения трудовых ресурсов и проч. Знания и навыки, полученные на семинаре, необходимы для более компетентного осуществления своих функций, развития производства на предприятии, получения большего дохода.

С учетом изложенного признано обоснованным отнесение налогоплательщиком на расходы для целей налогообложения затрат на оказание таких услуг.

Определением ВАС РФ от 20.06.2008 № 7590/08 было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

К таким же выводам приходят суды кассационных инстанций и других федеральных округов.

Например, ФАС Московского округа постановлением от 24.09.2009 № КА-А40/9145-09 оставил в силе постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 № 09АП-8089/2009, в котором отмечено следующее. В отношении включения в состав расходов затрат на проведение корпоративных тренингов налогоплательщик подтвердил их необходимость в соответствии со ст. 252 НК РФ.

В частности, было установлено, что спорные расходы общество произвело не для личного потребления работников и не для целей, названных в п. 29 ст. 270 НК РФ, что подтверждено договорами об организации корпоративных тренингов. Из этих договоров следует, что целью их заключения являлись:

1) создание условий для максимального сплочения участников вокруг единой для всех цели — эффективной совместной работы в рамках одной компании;

2) создание атмосферы доверия, взаимной поддержки и уважения в команде;

3) создание высокого эмоционального фона тренинга;

4) создание условий для осознания участниками личной и командной ответственности при решении поставленных задач;

5) формирование мотивации на совместное достижение результатов.

Учитывая изложенные обстоятельства, затраты общества на оплату услуг по организации корпоративных тренингов для сотрудников общества, направленных на получение работниками навыков командного взаимодействия, были признаны обоснованными.

Напомним, что в п. 29 ст. 270 НК РФ предусмотрены расходы, которые не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в частности на оплату:

  • путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий;
  • занятий в спортивных секциях, кружках или клубах;
  • посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий;
  • товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.


ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 25.05.2009 № А53-9901/2008-С5-47 указал на правомерность отнесения к расходам для целей налогообложения затрат на информационно-консультационные услуги в области охраны окружающей среды, труда и техники безопасности, подтвержденных совокупностью представленных документов о проведенных семинаре и тренинге. Документально данный вывод налоговой инспекцией не опровергнут.

Однако есть и противоположные выводы судов. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2008 № А56-3342/2008 кассационная коллегия посчитала, что выводы суда апелляционной инстанции об экономической оправданности понесенных затрат на оплату услуг по организации тренингов не соответствуют нормам налогового законодательства и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Было установлено, что формат тренингов, предлагающий участникам выжить в условиях дикой природы, испытать себя в экстремальных нестандартных условиях и выполнить групповые и индивидуальные упражнения разной сложности (сплав по реке на байдарках, прохождение высокого «веревочного курса» в формате интерактивной игры «поиск сокровища», строительство жизнеспособных плотов из необычных материалов в формате авантюрной гонки между командами, разведение огня без спичек и др.), не обусловлен уставной деятельностью общества, основным видом которой является производство бытовой техники.

Исходя из изложенного правомерность отнесения на расходы для целей исчисления налога на прибыль затрат организации на консультационные услуги, оказываемые в форме тренингов, зависит в первую очередь от их описания в программе тренинга. Если они не подпадут под определение, данное в п. 29 ст. 270 НК РФ, и направлены действительно на повышение эффективности работы коллектива сотрудников, соответствующие расходы могут быть признаны для целей налогообложения.