Новый взгляд на инновационный вектор развития России и крупного российского бизнеса

| статьи | печать

Инновации для России — средство достижения экономической состоятельности, для компаний — средство достижения статуса компании роста. Еще вчера в верхней десятке 500 лучших компаний были сырьевые и промышленные компании, сегодня в нее входят информационно-технологические компании. Кто окажется на верхушке рейтинга через 20 лет? По-иному будет выглядеть наш мир. Чтобы быть готовым к этим изменениям, вызовам и быть конкурентоспособным, бизнес должен совершенно по-другому планировать свое управление развитием.

Крупный российский бизнес действует в отраслях (нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической, энергетической и др.) с традиционным технологическим укладом. И в этих базовых отраслях разрыв между глобальными лидерами и лучшими российскими компаниями увеличивается. Причины следующие:

1) отсутствие эффективной и стратегически правильной мотивации экономических агентов, создаваемой в развитых странах конкурентной рыночной средой;

2) неконкурентоспособная технологическая база, крайне низкий уровень внедрения в российских сырьевых компаниях специализированных (промышленных) информационных технологий, отсутствие современных высокотехнологических промышленных комплексов;

3) отсутствие культуры повсеместного внедрения инноваций.

Движение в сторону инновационного развития для России лучше начинать, опираясь на имеющиеся конкурентные преимущества — сырьевой сектор экономики и человеческий капитал. Технологические и управленческие инновации — это средства достижения цели — развития экономики, экономической состоятельности страны, которая определяет ее технологическую, военную и социальную состоятельность и является основой ее суверенитета.

Необходимо объединение усилий — управленческие инновации

На неподготовленную почву инновации трудно ложатся и не решают сами по себе проблемы узких мест в российской промышленно-логистической системе. Вместе с тем существуют инновации, которые при должном развитии кардинально меняют «лицо и прописку» отрасли. Например, в добывающей сфере это автоматизированные промышленные комплексы (робототехника + сенсорные системы + информационные системы + мощные средства передачи данных + искусственный интеллект), новые материалы, используемые в машиностроении и инженерных конструкциях, переработка промышленных отходов, получение из сырья химических продуктов высоких переделов с высокой добавленной стоимостью. Такие сложные промышленные системы (состав их компонентов) требуют концентрации усилий многих отраслей, научно-исследовательских и образовательных организаций (продвинутой технике нужен продвинутый человеческий капитал). Подобной концентрации усилий большого числа представителей различных организаций (науки, бизнеса, банков, государства) невозможно добиться без адекватного развития управленческих инноваций. И здесь у России заложен огромный потенциал снижения себестоимости, повышения добавленной стоимости и конкурентоспособности продукции.

Мотивация к инновациям в угольной отрасли

Особенности российского угольного сектора состоят в том, что уголь лежит на расстоянии 3500—5000 км от границы и транспортная составляющая сопоставима, а иногда и превышает себестоимость его добычи. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, российским угольщикам нужно аккумулировать весь набор потенциальных преимуществ, в том числе генерируемых инновациями. Российская угольная отрасль в настоящее время стремится к активному включению в мировую технологическую гонку в сфере новых технологий, в частности чистых угольных технологий, технологий производства угольной продукции высоких переделов. Без этого абсолютное лидерство невозможно.

Настоящие конкурентные преимущества — внутри организации

Основные сегменты, в которых следует преуспеть российским организациям (производственно-коммерческим, государственным и научным), — создание креативной, коммуникативной, современной и предсказуемой организации.

Креативная организация способна увидеть глубокую стратегическую перспективу. Согласно последним исследованиям в сфере стратегического консалтинга эффективная (полезная) креативность организации может быть достигнута путем глубокой детализации прорабатываемых стратегами платформ, на которых организуется основная и проектная деятельность организации. Это проекты в сфере улучшения операционной эффективности, промышленной экологии и безопасности, проекты внедрения новых процессов и моделей, новых систем операционного менеджмента, международных стандартов. Коммуникативная организация способна наладить эффективный и интенсивный обмен информацией как на внутреннем, так и на внешнем уровне.

Одно из стратегических направлений внутренней коммуникации — развитие компании как системы профессиональных сообществ. Прежние организации, компании, сформированные в постсоветскую эпоху, выстроенные по жесткой вертикальной структуре, менее готовы к трансформациям, чем компании с горизонтальной структурой, в которых между различными подразделениями, включая подразделения разного бизнеса (например, угля и энергетики), на уровне менеджеров, занимающихся внедрением новых технологий, линейного менеджмента, создается единое профессиональное сообщество. Для этого надо расширить применение дистанционных методов образования, снять «культурно-производственные» барьеры.

Еще одной важной платформой для внутренней и внешней коммуникации и координации является управление знаниями. Необходимость в подобном управлении возникает в результате постоянной потребности бизнеса в совершенствовании квалификации и информационного потока сотрудников всех уровней.

Инициативы снизу — головная боль линейных руководителей

Вопросы формирования инициативы снизу редко где сохранившихся рационализаторских предложений должны развиваться совершенно на другой платформе, нежели во времена СССР. В текущих условиях жестко иерархизированной организации полезные инициативы часто не развиваются из-за объективного нежелания брать на себя ответственность средних линейных руководителей. Они вписаны в транзакционный процесс, им понятно и привычно то, что они сегодня делают, и поэтому нежелательны инициативы, которые вернутся к ним, под их ответственность.

Что такое современная организация? Это организация, которая должна реализовать конкурентное преимущество за счет умелого реагирования на краткосрочные изменения основных процессов, измеряемые не в днях и месяцах, а в часах и минутах. Начиная с бухгалтерского и управленческого учета, от объединения OLAP и встроенных систем, позволяющих видеть изменения в организации и оценивать потенциальные изменения, вносить принципиальные корректировки как на тактическом, так и стратегическом уровне в короткие сроки.

Предсказуемая организация. Это прозрачность в прошлом и будущем, расширение областей технологического и технического планирования, контроллинга, это сквозная интеграция информационных потоков, электронный обмен информацией. Сегодня человечество подошло к этапу, когда стационарный период развития нашего общества меняется коренным образом.

Креативность, коммуникативность, современность, предсказуемость помогут организации перевести ряд своих рисков в возможности, и она обретет иную предсказуемость — предсказуемость для акционеров успеха данной организации. Немаловажную роль играет поддержка государством взаимного доверия бизнеса и государственных институтов, науки и бизнеса.