Законопроект по агрострахованию будто писан под коррупционеров

| статьи | печать

В нынешнем виде проект федерального закона № 436233-5 «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» принимать нельзя, согласились участники прошедшей в Москве 9 декабря конференции «Агрострахование-2010/2011». Закон имеет явную коррупционную направленность и однозначно лоббирует интересы крупных страховых компаний, а значит, нормально работать не будет.

Начальник отдела страхования Агропромышленного союза России Игорь Митрохин отметил следующие недостатки документа.

1. Монополизируется вся страховая деятельность в агропромышленном комплексе путем создания единственного профессионального объединения страховщиков, что не оставляет аграриям права выбора страховщика.

2. Единственному профобъединению страховщиков передаются многие функции государства.

3. Из проекта закона выпало понятие «недобор продукции». И только за счет этого страховые компании получат дополнительные ресурсы, поскольку страхуют только случаи полной гибели урожая, что в России случается примерно раз в четверть века. В наших условиях именно частичный недобор сельхозпродукции наиболее востребован в плане страхования рисков.

4. Фактически прописанное (и привязанное к господдержке) вмененное сельхозстрахование прямо противоречит основному принципу гражданского права — добровольности заключения договоров.

5. Введение законопроекта в действие потребует корректировки ряда нормативно-правовых документов, регламентирующих предоставление господдержки по кредитам.

6. Порядок формирования, пополнения и расходования средств из фонда возмещения убытков до конца не ясен.

7. Расчеты страховых тарифов отданы на откуп страховщикам, которые будут стремиться к их завышению.

8. Страховщикам предоставлено единоличное право подавать сведения регулятору о договорах страхования. Подтверждение со стороны хозяйств не предусмотрено.

9. Не оговорен порядок увеличения бюджетных ассигнований в случае, если сумма причитающихся выплат больше суммы, заложенной в бюджете.

10. Не предусмотрено накопление не использованных в текущем году средств.

11. Не запланировано создание государственной перестраховочной компании по примеру международной практики.

12. В проекте отсутствует государственное софинансирование убытков, вызванных стихийными бедствиями.

Член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Виктор Таранин присоединился к мнению, что закон не должен нарушать добровольность агрострахования: «На мой взгляд, важно иметь независимую экспертную группу, которая могла бы служить важным гарантом, буфером между агростраховщиками и агрострахователем».

Против законопроекта в его нынешнем виде высказалась и Федеральная служба страхового надзора (ФССН) в лице заместителя руководителя ведомства Людмилы Сенькиной. Она сказала, что в тексте документа «отсутствуют конкретные определения условий предоставления господдержки, субъекты и объекты страхования, определение страхового случая и страховых рисков, порядок установления тарифов, слабо отражены права и обязанности участников страхования, отсутствует порядок определения объема убытка, порядок отказа в страховой выплате, порядок досрочного расторжения договора и многое другое».

Л. Сенькина согласилась с И. Митрохиным, что, оставаясь формально добровольным видом страхования, сельхозстрахование фактически превратится благодаря предложенной редакции закона во вмененное. Замглавы ФССН отметила, что регулятор относится к законопроекту «очень неоднозначно». «В условиях применения положения законопроекта сказано, что селяне, не заключившие договор страхования с господдержкой, не могут рассчитывать на иные дотации от государства», — сказала она.

В ФССН предполагают, что подобное увязывание господдержки со страхованием может привести к схемам, когда покупка полиса станет формальностью на пути получения дотаций. По оценке независимых экспертов, до недавнего времени процент схемного страхования в агросекторе зашкаливал за 70%, а, по оценкам самих фермеров, прозвучавшим на различных конференциях, приближался к 90—100%. В 2009—2010 гг. несколько крупных страховщиков, специализировавшихся на сельхозстраховании, в результате махинаций лишилось лицензий.

Предполагается, что Госдума вернется к законопроекту в начале следующего года. По словам вице-президента ХК «Росгосстрах» Игоря Жука, закон может вступить в силу уже с января 2012 г. «Закон этот сделан на твердую „тройку“. Но сейчас ситуация хуже некуда. Деньги дают, но используются они непонятно как. Основная задача в том, чтобы вывести закон в свет, а дальше профсоюзы будут его развивать и дополнять», — сказал И. Жук.

Остается надеяться, что пожелания критиков учтут в процессе доработки законопроекта ко второму чтению. Главная работа по законопроекту, по словам Л. Сенькиной, ляжет на плечи доработчиков документа между первым и вторым чтениями.