Автоконцерны выходят на тропу войны

| статьи | печать

Объединение автопроизводителей России от имени крупнейших автоконцернов направило письмо на имя главы Минпромторга России Виктора Христенко с просьбой унять непомерные аппетиты металлургических комбинатов, которые намерены с 1 января 2011 г. на 40% повысить цены на поставляемый для автопрома металлопрокат. ОАР предлагает провести совместное совещание представителей сторон, чтобы найти приемлемое для всех решение.

Третье противостояние

В письме на имя В. Христенко утверждается, что АвтоВАЗ, «Соллерс», группы «ГАЗ» и «КамАЗ» получили в текущем декабре от меткомбинатов «коммерческие предложения» об увеличении в одностороннем порядке цен с начала 2011 г. на металлопрокат более чем на 40%. При этом обоснования металлурги не представили.

Таким образом, металлурги и автозаводы начали новый отраслевой конфликт — уже третий за последние два года. Впервые в открытую конфронтацию из-за цен стороны вступили накануне кризиса, в августе 2008 г., и это закончилось обращением автозаводов к вице-премьеру Игорю Сечину. Затем конфликт повторился летом 2009 г., в разгар падения авторынка, и тогда подключился уже премьер-министр Владимир Путин. Несмотря на это оба конфликта с металлургами автозаводы проиграли — последний раз им пришлось согласиться с повышением цен в среднем на 20% для отрасли. А в конечном счете платить за все приходилось российским покупателям, для которых стоимость машин всякий раз возрастала на 3—5%. Так же, судя по всему, может завершиться и нынешний конфликт. Об этом можно судить по релизу, который на днях распространила пресс-служба ОАО «АвтоВАЗ». Она сообщила, что «повышение компанией ОАО „Северсталь“ базовой стоимости автомобильного листа на 30% может привести к увеличению цен на готовые автомобили Lada до 3,5%».

Сейчас АвтоВАЗ ведет переговоры с поставщиками металлопроката — «Северсталью» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) — о подписании контракта на 2011—2013 гг. и предлагает им продлить существующий контракт на три года с базовыми ценами 2010 г. и дальнейшим пересчетом по согласованию сторон.

Отметим, что на сегодняшний день «Северсталь» покрывает 60% потребностей завода в металле, остальные 40% обеспечивает ММК. АвтоВАЗ закупает 500 000 т автолиста в год. Среднее повышение цен металлургических компаний на свою продукцию для АвтоВАЗа в 2010 г. составило 15%.

Автоходоки пришли и в ФАС, и в Минэкономразвития

Одновременно ходоки АвтоВАЗа обратились и в Федеральную антимонопольную службу. Заместитель главы ФАС России Андрей Кашеваров подтвердил корреспонденту «ЭЖ» факт обращения АвтоВАЗа в ведомство с жалобой на «Северсталь» из-за завышения цен на листовой прокат. ФАС уже запросила документы у «Северстали» и ждет ответа.

В это же ведомство обратился и «Соллерс» с просьбой разобраться с конъюнктурой цен на сталь и, следовательно, обоснованностью повышения цен в целом. «Соллерс» также отправил запрос в Департамент развития конкуренции Минэкономразвития.

Впрочем, многие аналитики полагают, что ФАС и Минэкономразвития вряд ли смогут поддержать требования автозаводов. Контракты с металлургами истекают в конце декабря, и требование поднять стоимость проката вполне законно. Вопрос лишь в том, какой будет планка. Действия меткомбинатов можно было бы оспорить, если бы кто-нибудь из них занимал монопольное положение, но такового с юридической точки зрения нет ни у кого, отмечает аналитик Дмитрий Смолин из «Уралсиба». В своей заявке в ФАС АвтоВАЗ указывает, что «Северсталь» монопольно поставляет отдельные виды проката конкретно АвтоВАЗу, но это также малоперспективно и наверняка ФАС не станет возбуждать никакого дела, считает управляющий партнер юридической группы «Консулъ» Марина Мисюкевич.

Аналитики всегда подчеркивали, что меткомбинаты находятся в более выгодной переговорной позиции. Если в автопроме на закупки металла приходится до 20—30% себестоимости, то в доле продаж металлургов автопром занимает не более 5%. При этом во время прошлых конфликтов автозаводы пользовались поддержкой других потребителей металла, в частности трубников, строителей, железнодорожников. Но даже это не помогло. Сегодня на подобную поддержку автозаводы рассчитывать не могут. По словам владельца компании «КРОСТ» Алексея Добашина, «сейчас у строительной отрасли претензий к металлургам нет». Глава Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко отмечает, что переговоры по трубной заготовке велись, но до конфликта дело не дошло.

Не намерены пока поддерживать автомобилестроителей и в структурах РЖД.

Нынешний конфликт с меткомбинатами российские автозаводы наверняка проиграют, полагает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Если АвтоВАЗ примет рост цен на металл на 30%, это незначительно скажется на его себестоимости, она вырастет в пределах 3—5%, считает аналитик. Но с учетом роста тарифов на услуги естественных монополий автозаводам придется перекладывать повышение цен на сталь на потребителя.

Производство стального проката горячекатаного и кованого, % к декабрю предыдущего года

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Март

99,73

106,26

113,16

102,24

97

101,46

106,51

92,37

105,6

Июнь

100,28

119,07

159,22

105,95

99,02

114,92

144,1

88,98

127,94

Сентябрь

108,66

121,4

155,59

99,96

109,79

111,78

161,1

93,91

121,18

Декабрь

123,67

124,21

161,86

99,6

112,66

105,53

106,11

97,66

Производство холоднокатаного плоского проката без защитных покрытий и с защитными покрытиями, % к декабрю предыдущего года

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Март

97,64

105,12

110,32

102,06

99,12

99,12

102,96

86,81

100,54

Июнь

100,06

113,83

132,27

105,02

100,6

104,57

134,58

83,48

110,57

Сентябрь

118,15

114,81

136,69

103,09

111,03

98,76

148,63

85,59

109,14

Декабрь

129,44

120,47

149,23

101,98

106,5

93,98

125,92

91,18

Источник: Росстат