Секира государственного регулирования

| статьи | печать

Постепенный выход мировой экономики из кризиса повлиял на оценку предпринимателями рисков ведения бизнеса. Трудности привлечения кредитных ресурсов ушли на второй план. На первом месте — риск несоответствия законодательным требованиям. Правительства большинства стран, чтобы предотвратить повторение экономического кризиса, закручивают гайки госрегулирования.

Эксперты консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», которые провели специальное исследование на тему бизнес-рисков, отмечают: в 2011 г. будут стремительно набирать обороты беспрецедентные по широте охвата реформы регулирования финансового сектора. Хотя перечень мер экономической политики остается открытым, аналитики уверены, что в результате реализации национальными регулирующими органами масштабной программы, сформулированной членами «Большой двадцатки» и Базельского комитета, порядок работы банков разных странах претерпит необратимые изменения.

Банкиры всех стран, опасайтесь!

Кредитные учреждения столкнутся с ограничениями на определенные виды деятельности, включая спекулятивный трейдинг, ряд операций с деривативами, а также участие в хедж-фондах и фондах прямых инвестиций. Даже в тех регионах, где не планируют вводить прямые ограничения, банкам следует ожидать снижения доходности производных инструментов и секьюритизированных продуктов, а также ряда розничных банковских услуг.

Эксперты прогнозируют, что наряду с предложениями «Базеля III» по оптимизации требований к капиталу ужесточатся требования национальных государственных регуляторов к процессам стресс-тестирования кредитных учреждений.

Бизнес-сообщество выражает обеспокоенность в связи с тем, что в масштабах всего финансового сектора предложения о реформировании нормативной базы могут привести к негативным последствиям для клиентов и акционеров.

«Новые высокие требования к капиталу негативно скажутся на способности банковской отрасли принимать на себя риск. Они лишат ее конкурентного преимущества перед другими участниками рынка финансовых услуг в момент привлечения капитала и еще сильнее ограничат возможность выполнять свою социально-экономическую функцию „конечного держателя риска“», — подчеркивает старший экономист группы Zurich Financial Services Дэниэл Хофманн.

Меча государственного регулирования опасаются не только представители сектора финансовых услуг, но и топ-менеджеры ряда других отраслей. Риски несоответствия законодательным требованиям также имеют приоритетное значение для компаний автомобильной отрасли, ТЭК и электроэнергетики. Руководители предприятий этих секторов экономики обеспокоены возможностью усиления вмешательства государства в их деятельность.

Дополнительной проблемой становится неопределенный характер государственного регулирования. Именно неопределенность потенциальных действий державы препятствует инвестициям и мешает компаниям планировать развитие бизнеса.

Бюджетный кризис на смену финансовому

Негативные последствия бюджетного кризиса в Греции, Ирландии и проблемы суверенной задолженности в других странах еврозоны создают некоторые предпосылки для второй волны кризиса. По оценке топ-менеджеров, принявших участие в исследовании, финансовый кризис в большинстве регионов затухает и уступает место бюджетному. Попытки правительств смягчить последствия финансового кризиса привели к увеличению дефицита государственного бюджета. Потенциальные суверенные дефолты вызывают опасения, что программы экономической помощи лишь отсрочат надвигающиеся проблемы.

Несмотря на то что это угроза макроэкономического уровня, компании, по мнению экспертов, все же могут ее минимизировать. Для этого надо ужесточить процедуры контроля в области управления рисками и использовать инициативный подход.

Опрошенные руководители предприятий среди ключевых задач, стоящих перед компаниями в периоды кризисов, назвали повышение гибкости управления денежными средствами и сохранение стоимости ликвидных активов. Кроме того, инвестирование в сценарное планирование в целях визуализации возможных вариантов развития событий позволит компаниям более гибко подходить к формированию стратегии и определению вектора развития.

Кадровый голод вновь стучится в дверь

Сегодня снова обостряются риски, связанные с кадровой политикой. Многие компании поспешили расстаться с квалифицированными сотрудниками в начале кризиса и теперь вынуждены увеличивать зарплаты, чтобы привлечь квалифицированные кадры.

Сокращение подготовленных сотрудников, по оценке эксперта по бизнес-рискам E&Y Александра Шитова, принесло краткосрочные выгоды некоторым предприятиям, но они проиграли в стратегическом плане, потеряв специалистов. Ведь квалифицированные кадры готовятся не год и не два. Нередко этот процесс занимает пять — семь лет.

Отдельная проблема в сфере кадровой политики — выход на пенсию работников, родившихся в период демографического взрыва. В настоящий момент она представляет наиболее серьезный риск для уровня квалификации трудовых ресурсов.

Эта демографическая бомба таит в себе наибольшую угрозу для инженерных отраслей, включая нефтегазовую, горнодобывающую, металлургическую отрасли и электроэнергетику, а также автомобилестроение. Здесь на смену квалифицированным кадрам свежая смена не приходит. Один из участников исследования заметил, что сегодня сократилось количество студентов, делающих выбор в пользу инженерных специальностей, а лучшие выпускники инженерных факультетов прельщаются зарплатами, которые предлагает финансовый сектор экономики.

Компании, по оценке аналитиков, могут минимизировать риски кадровой политики с помощью таких мер, как сотрудничество с университетами в целях оказания финансовой помощи студентам и выпускникам, предоставление рабочих мест и поддержка совместных проектов.

В ряде случаев подобные меры могут способствовать улучшению имиджа отрасли среди молодых выпускников и в конечном итоге сделать ее более привлекательной для молодых талантливых специалистов.

Кроме того, компаниям стоит скорректировать свою пенсионную политику. Правительства многих стран уже пересматривают пенсионный возраст. То же могут сделать и компании посредством введения стимулирующих мер, направленных на удержание сотрудников старшего возраста, включая денежное вознаграждение, гибкий рабочий график и другие льготы. Иными словами, надо создать особые условия для работников старшей возрастной категории.

В результате реструктуризации бизнеса в кризисный период сотрудники могут столкнуться с тем, что им придется выполнять новые обязанности, которые потребуют дополнительных знаний и практического опыта. Создание качественной системы обучения и профессионального развития для существующих и новых сотрудников позволит компаниям расширить спектр требуемых навыков.

Национальные особенности бизнес-рисков

Для нашей страны наиболее актуальны риски, связанные с изменением налогового законодательства. Кроме повышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, неизбежность которого уже очевидна для всех отечественных компаний, предприятия ряда отраслей опасаются поправок в существующее законодательство, касающихся трансфертного ценообразования.

Топ-менеджеры компаний, участвовавших в исследовании, выражают тревогу относительно процедур определения налоговой базы прежде всего в отраслях, связанных с экспортом российских сырьевых ресурсов.

Наконец, все более острыми становятся риски, касающиеся обновления основных фондов в большинстве отраслей российской экономики. Степень износа оборудования и сооружений неуклонно приближается к порогу, за которым может начаться технологический и, как следствие, хозяйственный коллапс экономики. Отечественные предприятия способны начать, что называется, по цепочке выходить из строя, затягивая в омут банкротства друг друга.