ВТО затормозит российские грузовики

| статьи | печать

Производство отечественных грузовых автомобилей в 2010 г. увеличилось на 66,5% — до 67 000 штук. Однако уже в 2011 г. прирост производства снизится до 5,4%, а в 2012 г., если Россия вступит в ВТО, выпуск отечественных грузовиков начнет сокращаться. Таков прогноз экспертов Минпромторга России.

В Минпромторге объявились пессимисты

Прогноз выглядит явным диссонансом по сравнению с недавними высказываниями официальных лиц. Еще в конце прошлого года на совещаниях и конференциях разного уровня, а также в интервью чиновники федеральных ведомств, рассуждая о перспективах рынка автомобилей, излучали оптимизм.

Посетив завод группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, премьер-министр Владимир Путин отметил, что продажи автомобилей в 2010 г. растут во всех сегментах — легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы. В частности, продажи грузовиков возросли на 40 000 штук. Согласно материалам Минпромторга, рынок грузовых автомобилей в 2010 г. вырос примерно до 73 000 штук. При этом большинство грузовиков произведено в России (67 000 штук, что на 66,5% больше прошлогоднего показателя).

При включении в расчет и легких коммерческих автомобилей данные выглядят еще лучше. Рынок грузовых машин в прошлом году увеличился в 1,7 раза — до 205 230 машин, посчитали в «АСМ-Холдинге». Производство выросло в 1,6 раза — до 150 000 машин. Казалось бы, ситуация, как в докризисные времена, когда российский рынок грузовой техники на протяжении четырех лет фактически ежегодно удваивался. Но после обвального падения на 80% в 2009 г. нынешние впечатляющие темпы роста объясняются эффектом низкой базы, который уже исчерпан. Именно с этим обстоятельством скорее всего связан нынешний пессимизм авторитетных экспертов Минпромторга. По их расчетам, в наступившем году предполагается незначительный рост рынка грузовиков, примерно на 3% к показателю 2010 г. Не лучше ситуация и в производстве. Выпуск грузовых машин может увеличиться в 2011 г. на 5,4%,легких коммерческих автомобилей — на 4%.

В 2012 г. ситуация может стать и вовсе критической. Как отмечают в Минпромторге, переговорщики от России согласовали не только резкое снижение пошлин на грузовики после присоединения к ВТО, что ожидается уже в текущем году, но и крайне короткий переходный период. Нынешний уровень пошлин на грузовики — 25%. После вступления в ВТО в 2012 г. он должен снизиться до 15%, а в 2015-м — до 10%. Производителям легковушек легче: для них переходный период составит семь лет, а пошлины будут снижаться постепенно.

Невыполнимая стратегия

Стратегия развития автопрома до 2020 г. предполагает, что российский рынок грузовиков достигнет 190 000 штук, из них около 10% придется на импорт. Отечественные производители могли бы обеспечить производство 260 000 грузовиков, из них 90 000 штук направлять на экспорт.

Аналитики отмечают, что такой сценарий не удастся осуществить, если не сохранить нынешний уровень пошлин до 2015 г. Затем снижать их в три этапа (каждый по 5%) — в 2015, 2017 и 2018 гг.

Вопрос обсуждался во время визита Владимира Путина в Нижний Новгород, сообщили корреспонденту «ЭЖ» в пресс-службе Минпромторга, но готового решения пока нет. А процесс вступления в ВТО уже согласован. Поэтому, считают в министерстве, речь может идти только о других, нетарифных методах поддержки автозаводов, выпускающих грузовики. В частности, на 2011 г. решено продолжить программу стимулирования спроса на автомобили. На покупки автомобилей, в том числе грузовых, из федерального бюджета может быть выделено до 10 млрд руб. Кроме того, премьер поручил ускорить разработку программы утилизации грузовиков. На совещании в Нижнем Новгороде звучали также предложения ограничить или вовсе запретить ввоз подержанных грузовиков, как в других странах БРИК. Но пока конкретных решений не принято. Так что для грузового российского автопрома, судя по прогнозам экспертов Минпромторга, наступают тяжелые времена.