Авиаторы предпочтут банкротство снижению цен

| статьи | печать

К летнему сезону цены на авиабилеты подорожают на 10—15%. Причина для резкого скачка цен — рекордное повышение стоимости керосина. По подсчетам экспертов, представленным в ходе конференции «Авиаперевозки в России: ледяной дождь охладил оптимизм?», организованной компанией «Финам», за декабрь 2009 г. — январь 2010 г. стоимость авиационного топлива возросла практически на 20%. Дальнейший рост цен на керосин может привести к банкротству небольших авиакомпаний и консолидации российского авиационного рынка.

Увеличение стоимости авиационного топлива происходит в рамках общей тенденции подорожания горючего, вызванной повышением цен на нефть. По мнению Олега Смирнова, президента фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженного пилота СССР, объективной причиной для увеличения цен является и нарастающая потребность воздушного транспорта России в авиатопливе в связи с устойчивым ростом объема авиаперевозок.

К субъективным причинам повышательного тренда эксперт отнес сложное положение авиапредприятий, которые в условиях жесткой конкуренции вынуждены вкладывать значительные средства в поддержание летной годности и обновление парка воздушных судов, не имея финансовых возможностей для создания существенных запасов авиа-топлива, а также отсутствие внутрироссийских механизмов управления ценовыми рисками потребителей и производителей. Кроме того, негативный эффект, по мнению О. Смирнова, усиливают монополизированность и отсутствие конкурентной среды в аэропортовом звене системы авиатопливного обеспечения, непрозрачность ценообразования на керосин и биржа нефтепродуктов, которая в России до сих пор не функционирует.

Учитывая, что стоимость топлива составляет от 25 до 70% себестоимости авиабилета, в ближайшее время цены на услуги авиакомпаний будут расти. Эксперты уверены: ожидать скачка цен нужно к началу лета, поднимать стоимость авиабилетов в зимний или весенний период, когда в туристической индустрии традиционно низкий сезон, участники российского рынка вряд ли решатся.

По мнению О. Смирнова, чтобы стабилизировать цены на рынке авиатоплива, Правительство РФ должно принять оперативные меры по демонополизации и внедрению конкурентной среды в системе обеспечения авиаперевозчиков горючим, разработать комплекс мер по стимулированию расширения производства авиатоплива на нефтеперерабатывающих заводах и унификации российских и международных стандартов выпуска.

Эксперт полагает, что цена на авиатопливо для отечественных авиакомпаний должна быть ниже мировой: «Государство, добывающее свою нефть, может себе это позволить. Мировая практика подтверждает это. Такой шаг позволит отечественным авиакомпаниям значительно повысить порог конкурентоспособности и достичь социальной задачи — приемлемой цены авиабилета для населения России».

 

Объемы авиаперезок растут

Несмотря на подорожание перелетов, чиновники ожидают, что в 2011 г. пассажирооборот на авиарейсах будет расти. «Рост будет немного меньше, чем в 2010 г., когда после кризиса пассажирооборот увеличился примерно на 30%, но выше мировых показателей, прогнозируемых на уровне 5—6%. У нас будет примерно вдвое больше», — заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько.

По предварительным данным Министерства транспорта РФ, в 2010 г. российские авиакомпании перевезли около 57 млн пассажиров. Это на 26% больше, чем в 2009 г., и на 14% больше, чем в 2008 г. Расчеты Росавиации показывают, что по итогам 11 месяцев 2010 г. отечественные участники авиарынка увеличили пассажирооборот на 31,3%. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. прирост составил 18,1%.

Общее количество пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями по всем типам рейсов, по итогам 11 месяцев 2010 г. увеличилось на 26,9% по сравнению с 2009 г. и на 12,8% по сравнению с 2008 г. Анализируя данные, представленные авиационным ведомством, Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратила внимание, что вследствие мирового финансового кризиса по итогам 11 месяцев 2009 г. наблюдалось сокращение общего количества перевезенных пассажиров на 11,1%. Причем доля пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями на международных рейсах за пределами СНГ, на протяжении последних трех лет росла. Так, по итогам 11 месяцев 2010 г. этот показатель увеличился на 1,4% по сравнению с 2009 г. и на 1,9% по сравнению с 2008 г.

С января по ноябрь 2010 г. пятерка авиакомпаний — лидеров по количеству перевезенных пассажиров по сравнению с 2009 г. сохранилась. Это «Аэро­флот — Российские авиалинии», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр» и ГТК «Россия». Правда, по показателю пассажирооборота, учитывающего дальность перевозок, пятое место по итогам 11 месяцев 2010 г. занимает авиакомпания «Оренбургские авиалинии». В общем итоге за указанный период на долю лидирующей пятерки авиакомпаний пришлось 52,9% перевезенных пассажиров на международных и внутренних рейсах.

 

Важно

«Горящие» билеты должны стоить дешевле

Система электронных продаж не обеспечивает снижение цен на авиабилеты в последние дни перед рейсом даже при отсутствии спроса. С порочной практикой намерен бороться глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Глава ведомства был возмущен, когда узнал, что вместо того, чтобы снижать стоимость билетов в последние 48 часов и обеспечивать заполняемость самолетов, авиакомпании, напротив, поднимают цены. «Мы уже с компаниями разговариваем, пока неофициально, я думаю, что мы напишем соответствующее письмо. Мне не понятно, почему они держат пустые кресла, не продают билеты до последнего момента», — сообщил чиновник.

По данным Ассоциации туроператоров России, система ценообразования, действующая в России, была перенесена из зарубежных стран. Принцип ее работы заключается в том, что используемая повсеместно автоматизированная система позволяет спрогнозировать спрос, уровень которого и определяет стоимость билета. Соответственно, чем ниже загруженность судна, тем выше цена, и наоборот. Влияет на стоимость билета и близость даты вылета: чем ближе — тем дороже билет. По словам главы ФАС, система уже вызывает вопросы у Еврокомиссии, поскольку европейские авиакомпании работают по такой же электронной системе.

По словам чиновника, российские авиакомпании аргументируют такую практику опасением, что в случае падения цены на билеты в последний момент существует возможность демпинга со стороны пассажиров, сдающих билеты. Тем не менее, по мнению И. Артемьева, участники рынка должны найти решение проблемы. Завершить анализ ценообразования на пассажирские авиаперевозки ФАС рассчитывает в I квартале 2011 г.

 

Рынок ждет череда банкротств

Комментируя перспективы отрасли в 2011 г., А. Нерадько признал, что финансовое положение у многих авиакомпаний оставляет желать лучшего, поэтому в ближайшее время не исключены объединения авиакомпаний. Способствовать консолидации российского авиационного рынка и банкротству его участников будет и дальнейший рост цен на керосин.

Олег Пантелеев, редактор аналитического отдела агентства «Авиапорт», полагает, что хотя до исторического максимума цены на нефть остается еще 40—50%, увеличение стоимости авиакеросина продолжится. «К чему это приведет, ни у кого сомнений нет. Авиакомпании будут терять прибыль, кто-то уйдет в „красную зону“ и продолжит наращивать задолженность. С учетом того, что рынок будет более жестко реагировать на рост кредиторской задолженности, не допуская ее существенного наращивания, последуют слияния и банкротства компаний», — заявил О. Пантелеев.

По словам Романа Гусарова, главного редактора портала Avia.ru, кандидатами на вылет с авиационного рынка в ближайшие два года являются большинство авиакомпаний второго десятка рейтинга Росавиации. Сегодня лидер рынка «Аэрофлот» готовится к поглощению шести государственных авиаперевозчиков, а «ЮТэйр» — к переходу авиапарка и маршрутов авиакомпании «Москва», объявившей о прекращении деятельности.

Сторонники консолидации приводят в пример Германию с ее авиагигантом «Люфтганза». Но при этом они умалчивают, что в Германии, например, есть авиакомпания «Эйр Берлин», которая по объемам перевозок равна половине всей нашей гражданской авиации. А еще не говорят о том, что Германия небольшая страна, и если уж сравнивать Россию по авиатранспортному потенциалу, то со всей Европой. А вот в Европе — огромное количество авиакомпаний, пояснил Р. Гусаров. По его словам, наличие крупных национальных перевозчиков в Европе обусловлено лишь тем, что ЕС является единым рынком. Эксперт уверен, что укрупнение игроков российского авиационного рынка и соответственно снижение конкуренции приведут к негативным последствиям, в частности к ухудшению качества и увеличению стоимости услуг авиакомпаний.

 

К сведению

Стоимость дизеля снизит унификация пошлин

Федеральная антимонопольная служба заявила о намерении разобраться в причинах роста цен на дизельное топливо. Как сообщил в конце 2010 г. глава ведомства И. Артемьев, ФАС обеспокоена поступающей информацией и в настоящее время организует проверки. «Мы, например, получали данные из Ханты-Мансийска. Так вот дизельное топливо там стоит дороже 95-го бензина», — сообщил И. Артемьев. Он полагает, что отдельные нефтяные компании воспользовались тем, что экспортные пошлины на темные нефтепродукты в России ниже, чем на светлые. Сократив выпуск светлых нефтепродуктов, большую часть производимого мазута они направляют за рубеж и тем самым создают искусственный дефицит на рынке.

Изменить ситуацию может реформирование системы налогообложения нефтяных компаний, предложенное Министерством энергетики РФ. Чиновники хотят унифицировать ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% пошлины на нефть. По словам заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, новые правила могут начать действовать уже в апреле.