Бухгалтер должен уметь жаловаться на налоговиков

| статьи | печать

Налоговое законодательство предусматривает обязательное досудебное обжалование вышестоящему должностному лицу или налоговому органу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Правила подачи и рассмотрения жалобы установлены НК РФ. Но есть моменты, которые в нем не прописаны. Рассмотрим их.

ФНС восполнила пробелы

В Налоговом кодексе сказано, что жалоба составляется в письменном виде и к ней могут быть приложены обосновывающие ее документы (п. 2 и 3 ст. 139 НК РФ). Иных требований к «прошению» не установлено. Этот пробел восполнен информационными сообщениями ФНС России от 09.02.2011 «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган» и от 15.02.2011 «О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган».

В первом послании приведены следующие рекомендованные реквизиты:

  • подпись налогоплательщика или его представителя;
  • наименование налогового органа, в который подается жалоба, или должность, ФИО должностного лица, которому она адресована;
  • персональные данные заявителя: ФИО (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона;
  • ИНН;
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или ФИО должностного лица, на чьи действия (бездействие) подается жалоба;
  • требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные акты;
  • обстоятельства, на которых основаны доводы плательщика, и подтверждающие их доказательства;
  • суммы оспариваемых требований с разбивкой (налог, вычет, в котором отказано, пени, штраф);
  • расчет оспариваемой суммы;
  • перечень прилагаемых документов.


Перейдем к документам, прилагаемым к жалобе. В случае когда от имени налогоплательщика действует его представитель, обязательно нужно представить доверенность, подтверждающую его полномочия. Если организация не согласна с методикой определения оспариваемых сумм, рекомендовано сделать свой расчет, который, по ее мнению, является правильным, а также приложить документы, подтверждающие обстоятельства, на которых компания основывает свои требования. Например, если речь идет об отказе в вычетах по НДС, — спорные счета-фактуры, выписки из книг покупок и продаж, сведения о контрагентах.

Также могут быть приложены ходатайства, в том числе о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность. Напомним, что указанные обстоятельства приведены в ст. 111 и 112 НК РФ. Причем перечень и тех и других является открытым. То есть вышестоящий налоговый орган может признать в качестве таковых приведенные плательщиком доводы. Почему важно доказать их наличие?

Если налоговый орган установит хотя бы одно смягчающее обстоятельство, размер штрафа будет снижен как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

В жалобе или в отдельном ходатайстве стоит отразить еще один немаловажный момент: изъявить желание присутствовать на ее рассмотрении. Дело в том, что Налоговый кодекс не обязывает вышестоящий налоговый орган извещать плательщика о времени и месте заседания (ст. 140). Это подтверждают также разъяснения чиновников и суды (письмо Минфина России от 24.06.2009 № 03-02-07/1-323 и постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 4292/10). Однако отсутствие представителя фирмы на рассмотрении может сыграть негативную роль и привести к неудовлетворительному для предприятия решению.

Плюсы и минусы жалобы

Обжаловать в вышестоящий налоговый орган можно решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении), как вступившие, так и не вступившие в законную силу. Срок для подачи жалобы и порядок ее направления для этих двух ситуаций различен.

Жалоба на решение, не вступившее в законную силу, называется апелляционной и подается в инспекцию, которая вынесла решение, в течение десяти дней с даты его вручения плательщику. Налоговый орган в трехдневный срок сам передаст ее и все документы по проверке в вышестоящую инстанцию.

Жалобу на решение, которое уже действует, можно подать в течение года с момента его вынесения в вышестоящий налоговый орган.

Выгоднее подавать апелляционную жалобу. Это отсрочит исполнение решения. Дело в том, что требование на уплату доначисленных сумм налоговики смогут выставить организации только по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим органом (абз. 2 п. 9 ст. 101, абз. 2, 3 п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Кроме того, обжалование вышестоящему налоговому органу снимает препятствия для инициирования судебного разбирательства (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

У обжалования есть подводный камень. В результате рассмотрения вышестоящий налоговый орган может вынести решение, еще более репрессивное по сравнению с первым. Несмотря на то что в ст. 140 НК РФ нет указания на такое право, анализ арбитражной практики показывает, что это возможно. Но, к счастью, позиция ВАС РФ в этом случае однозначна: принимать такие решения нельзя (постановление Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 № 5172/09).

Кроме того, в случае обжалования части решения организация может столкнуться с тем, что вышестоящий налоговый орган изменит его полностью или примет новое (п. 2 ст. 140 НК РФ). Таким образом, есть риск пересмотра той части документа, которая налогоплательщика устраивает.