Стеклянные банки пошли на убыль

| статьи | печать

Летний зной заставляет думать о напитках. Посмотрим, что у нас с соками — продуктами не только полезными, но и модными.

Несмотря на то что в СССР производство считалось налаженным, соки тогда не были так популярны, как сейчас. Как правило, их покупали из-за банок, необходимых для домашнего консервирования. До начала 1990-х гг. сок производили путем прямого отжима, затем разливали в стеклянные тары емкостью 1 и 3 л. Из-за ограниченного ассортимента местного сырья основную долю продукции составляли яблочные и томатные напитки.

Коренные изменения произошли в начале 1992 г., когда советскую соковую продукцию стали замещать импортные соки, разлитые на установках «Тетра Брик Асептик».

К середине 1990-х гг. в России появились собственные производства западных компаний. Во многом благодаря рекламе стали меняться и вкусы потребителей. Наиболее популярный во всем мире апельсиновый сок потеснил традиционные яблочный и томатный. Все более привычным становился ананасовый сок.

Августовский кризис 1998 г. заставил уйти с рынка не только основных импортеров товара, но и многих производителей. В то же время оставшиеся игроки заняли лидирующие позиции.

К 2001 г. рынок соков оправился. По данным маркетинговой компании Nielsen, продажи соков и сокосодержащих продуктов в 2000 г. превысили показатели 1999 г. на 20%. В последующие годы рынок демонстрировал положительную тенденцию. Если в 2002 г., по данным Росстата, было произведено 1600 млн л сока, то в 2003 г. — уже более 1800 млн л. Общий объем производства соков и сокосодержащей продукции в 2010 г. превысил 3 млрд л. Сегодня по этому показателю Россия занимает четвертое место в мире после крупнейших рынков США, Германии и Китая.

Одновременно происходило замещение импортных соков продукцией отечественных комбинатов. По данным Российского союза производителей сока (РСПС), в 1990 г. 95% продукции представляли импортные соки, к 2000 г. их объем составлял 60%, а к 2010 г. — около 5%. Соответственно к 2010 г. российским производителям уже принадлежало около 95% продаваемой продукции. В основном продукцию ввозили из Европы и немного из Белоруссии. Экспорт соковой продукции колебался в пределах от 2 до 4%. Так, в 2005 г. он составил 2,5%, а в 2010 г. — 2,2%. В основном экспорт осуществлялся в страны СНГ.

Натуральные кола и пепси

С начала 2000-х гг. наметилась группа лидеров, успешно удерживающая позиции и сегодня. Липецкий комбинат «Лебедянский» известен премиальными соками, нектарами и морсами линии «Я» и более демократичными соками и нектарами «Тонус», «Фруктовый сад», «Привет», «Долька». После приобретения комбината компанией Pepsico в марте 2008 г. на заводе начали выпускать всемирно известный сок Tropicana. Московская компания «Вимм-Билль-Данн» на рынке соков известна торговыми марками J-7, 100% Gold Premium, «Любимый сад». С 2001 г. московская компания «Нидан Соки» кроме марок «Чемпион» и «ДА!» производит один из самых успешных брендов «Моя семья». В 2003 г. появилась Санкт-Петербургская компания «Мултон». Она известна такими брендами, как Niko, Rich, «Добрый».

Львиную долю рынка занимают предприятия, входящие в состав глобальных корпораций PepsiCo и Соса-Соla. Их производственные мощности находятся в России. Корпорации производят локальные бренды, уплачивают налоги в российский бюджет и считаются полноценными российским производителями. Комбинат «Лебедянский» и компания «Вимм-Биль-Данн» входят в компанию PepsiCo, а «Мултон» и «Нидан Соки» — в Сосa-Cola. «Сады Придонья» — на 100% российское предприятие.

По итогам 2010 г. доли этих участников РСПС в общем объеме производимой членами союза продукции (а это 90% всей реализуемой в России соковой продукции) распределились следующим образом: «Лебедянский» — 28,4%, «Вимм-Билль- Данн» — 19,7, «Мултон» — 18,6, «Нидан Соки» — 9, «Сады Придонья» — 5,8%.

Манго антоновке не товарищ

По технологии изготовления сок можно разделить на сок прямого отжима и сок, восстановленный из концентрированного сока.

В большинстве своем сок, поставляемый отечественным потребителям, — восстановленный из концентрированного. Бытует мнение, что такой сок искусственный, ненатуральный. Между тем соки прямого отжима и концентрированные, по словам председателя Союза производителей сока Натальи Ивановой, готовят на одних и тех же заводах, расположенных в непосредственной близости от плантаций. Восстановленный сок при строгом соблюдении технологии практически не отличается по физико-химическим и питательным свойствам от сока прямого отжима.

«Более 90% овощных и фруктовых соков, выпускаемых в России, — с сожалением констатирует аналитик компании „Ренессанс Капитал“ Наталья Загвоздина, — производится из привозных концентратов. Несмотря на стремления российских производителей увеличить долю отечественных концентратов томатов и яблок, в ближайшие несколько лет их совокупная доля вряд ли превысит 20%, поскольку более половины рынка составляют соки тропических фруктов, которые в России просто не растут».

В последнее время производители уделяют особое внимание не только стопроцентным сокам, но и морсам, а также другим сокосодержащим продуктам, находящимся в экономичном сегменте рынка.

Сегодня производители предлагают все новые и новые виды нектаров, содержащих, как правило, до 25% фруктовой массы, делая ставку на все возможные сочетания вкусов. Такой подход превратил нектары в динамичный и быстро продвигаемый продукт. По данным РСПС за 2010 г., 65% рынка принадлежит нектарам, 25 — сокам, 5 — морсам и 5% — сокосодержащим напиткам. Именно за счет недорогих нектаров соковый рынок в России увеличивается.

По стоимости продукта отечественный соковый рынок подразделяется на пять категорий: премиум — более 45 руб. за литр, высокоценовой — 38—44 руб., среднеценовой — 30—37 руб. и дешевый — менее 20 руб. за литр. По данным агентства Nielsen, потребление соков и сокосодержащих напитков в классах «премиум» и «средний» находится приблизительно на постоянном уровне. В 2008 г. на соки высшей ценовой категории приходилось 26,5%, в 2009-м — 22,9, в 2010 г. —19,4%. Соки средней ценовой категории в 2008 г. занимали 53,2%, в 2009-м — 52,4, в 2010 г. — 51,8%. Прирост рынка происходил за счет сегмента «эконом»: его доля в 2008 г. составляла 17,1%, в 2009-м — 21,3%, в 2010 г. — 23,2%.

Новое поколение выбирает соки

Ведение здорового образа жизни — новая, но постоянная тенденция, присущая молодым, активным, обеспеченным жителям больших городов. Благодаря ей сегмент натуральных соков, по подсчетам маркетологов, будет быстро расти. В рекламных акциях предприятия сокового рынка постоянно делают акцент на полезность продукта.

По данным Росстата, средний россиянин выпивает в год около 16 л сока. Среднедушевое потребление продукта в США — 32 л, в Англии — 34, в странах Восточной Европы — почти 22 л, что на 20% больше, чем в России.

По результатам социологических опросов в 1998 г. маркетологи компании Euromonitor International составили портрет типичного российского покупателя сока. Это, как правило, мужчина или женщина в возрасте 30—35 лет с доходом не менее 500 долл. на члена семьи, заботящийся о собственном здоровье и здоровье своих близких, ведущий активный образ жизни, желающий покупать только стопроцентный продукт.