Банкиры предложили дополнить мегарегулятора мегаомбудсменом

| статьи | печать

Проект создания института страхового омбудсмена, над которым уже несколько лет работает Всероссийский союз страховщиков, получил неожиданную поддержку со стороны банкиров. Как сообщает агентство «Интерфакс-АФИ» со ссылкой на президента ВСС Андрея Кигима, Ассоциация региональных банков «Россия» предложила сформировать единый институт омбудсмена на финансовом рынке.

Весной текущего года был создан объединенный финансовый мегарегулятор на финансовом рынке (ФСФР), к которому перешли функции Федеральной службы страхового надзора. Теперь речь идет о том, чтобы дополнить институт мегарегулирования институтом мегаомбудсмена.

Подобным образом устроен институт омбудсмена в Великобритании (http://www.financial-ombudsman.org.uk/). В Германии, напротив, на разных сегментах финансового рынка действуют специализированные омбудсмены.

По словам А. Кигима, «речь идет о построении института досудебного урегулирования споров между частными клиентами и лицензированными посредниками на финансовом рынке. Предположительно, в рамках института объединенного омбудсмена могут рассматриваться споры клиентов-физлиц с банками, страховщиками и профучастниками рынка ценных бумаг».

В начале года Россию по приглашению ВСС посетил страховой омбудсмен Германии профессор Гюнтер Хирш. Он провел серию консультаций с различными судебными институтами в России. В Германии институт страхового омбудсмена был создан десять лет назад, в нем участвует 96% всех страховых компаний страны.

Омбудсмен в Германии имеет право единолично решать споры по жалобам в пределах 10 000 евро. Его решения обязательны для исполнения страховщиками и не могут оспариваться в судах, в то время как граждане имеют право на это. По словам Г. Хирша, порядка 35% всех дел в год решается омбудсменом в пользу граждан. Коллегиально немецкий омбудсмен может рассматривать жалобы на суммы до 100 000 евро, однако решения по таким спорам носят рекомендательный характер (но, как правило, исполняются страховщиками). По совету Г. Хирша в России институт страхового омбудсмена следует формировать на частноправовой основе с одновременным законодательным введением следующих механизмов.

Вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Олег Иванов считает, что единый финансовый омбудсмен будет иметь более высокий авторитет на рынке, чем несколько «мелких» омбудсменов. Создание мегаомбудсмена поможет избежать лишних организационных расходов. Страховой рынок по активам относится к банковскому примерно как 1:39 (900 млрд руб. к 35 трлн руб.), и банкиры считают нерациональным создавать для такого крошечного рынка отдельный институт омбудсмена.

«Воплощение единой английской модели — с известными корректировками на российскую действительность и нормы права — позволит решить важнейшие государственные задачи обеспечения финансовой грамотности», — сказал О. Иванов. Из 1 млн обращений в омбудсмен в Англии порядка 900 000 человек удовлетворяются устными разъяснениями, и только 100 000 жалоб превращаются в письменные ходатайства. Из последних лишь 10% доходят до профессиональных юридических консультантов омбудсмена, которые составляют для жалобщиков прогноз развития ситуации спора при условии подачи документов в суд.

В качестве лимита по финансовым спорам для омбудсмена в России банкиры предлагают установить суммы в размере от 50 000 до 100 000 руб. Идею финансового омбудсмена Ассоциация «Россия» разрабатывала совместно с Международной конфедерацией обществ потребителей (КонФОП) и Ассоциацией юристов России.

Как отмечают эксперты, в идее создания мегаомбудсмена много плюсов, и, если удастся решить организационные вопросы, шансы на ее воплощение неплохие.