Антимонопольное законодательство сделают либеральнее

| статьи | печать

Правительство РФ представило на рассмотрение Госдумы законопроект с изменениями в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ряд других законодательных актов в целях совершенствования антимонопольного регулирования и дальнейшего развития конкуренции.

Законопроект № 576274-5

Это так называемый третий антимонопольный пакет поправок. Напомним, что первые два были приняты в 2006 и 2009 гг. Практика показала, что многие положения действующего антимонопольного законодательства излишне жесткие и не способствуют развитию конкуренции.

Кроме того, Россия активно готовится к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В этой связи в пакете поправок учтены замечания и рекомендации международных экспертов.

Объем поправок большой. В целом они носят либеральный характер. Например, уменьшено количество критериев отнесения к группе лиц: вместо действующих 15 будет семь. Сокращение произведено за счет отказа от таких признаков объединения лиц в одну группу, которые сложно установить или которые в настоящее время не используются на практике.

Существенно меняются требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям. Запреты на соглашения, ограничивающие конкуренцию, устанавливаются только в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами, конкурирующими на товарном рынке. Одновременно уменьшается число таких запретов. В частности, в новой редакции закона не будет запрета на соглашения, приводящие:

  • к навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него;
  • необоснованному установлению различных цен на один и тот же товар;
  • созданию препятствий для доступа на товарный рынок или установлению условий членства в профессиональных и иных объединениях.

Запрет на подобные соглашения будет действовать, только если они приведут к ограничению конкуренции.

Не будет запретов на соглашения хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, — раньше такие соглашения приравнивали к картельным — если между такими субъектами установлен контроль либо они находятся под контролем одного лица. То есть картеля в одной группе лиц быть не может.

Чтобы признать действия хозяйствующих субъектов согласованными, нужно будет установить, что эти действия были заранее известны каждому из таких субъектов в связи с публичным заявлением одного из участников о совершении упомянутых действий.

Уточняются критерии определения монопольно высокой цены товара. Цена товара не признается таковой, если она не превышает цену, сформировавшуюся на товарной бирже, торги на которой организованы с учетом антимонопольных правил. Предусмотрено также, что при определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.

Повышаются пороговые значения активов (с 3 до 7 млрд руб.) и оборота компаний (с 6 до 10 млрд руб.), при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок и иных действий.

Правительству РФ предоставляется право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий.

Ужесточаются требования к действиям органов власти. Они не вправе создавать дискриминационные условия хозяйствующим субъектам, устанавливать и (или) взимать не предусмотренные законодательством РФ платежи при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также давать хозяйствующим субъектам указания о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Государственная или муниципальная преференция может быть предоставлена только тем субъектам, которые соответствуют основным направлениям поддержки, определенным федеральными,

региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для повышения эффективности контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства вводится документарная форма проверки. Кроме того, уточняется порядок уведомления лица о проведении в отношении его проверки и направления требования о предоставлении документов и информации.

Антимонопольный орган сможет разъяснять решения и (или) предписания, выданные комиссиями по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, а также исправлять описки, опечатки и арифметические ошибки. У него появится право рассматривать дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Вводятся новые основания прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства: наличие вступившего в силу решения антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия), а также истечение срока давности, предусмотренного Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

В отношении некоторых договоров не допускается изменение условий, установленных в документации о торгах, извещении о проведении торгов, проектах договоров. Речь идет о договорах, заключенных по результатам торгов, проведение которых обязательно в соответствии с законодательством РФ, договорах продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, продажи без объявления цены или в случае, когда такие торги/продажа признаны несостоявшимися.

Требование о проведении торгов на право заключение договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не распространяется на случаи, когда такое имущество передается для размещения сооружений и средств связи, предназначенных для оказания услуг общедоступной электро- и почтовой связи. Не коснется упомянутое требование и случаев передачи части (не превышающей двадцати метров) помещения, если передаваемая часть не превышает 10% его площади.

Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду, когда такое имущество получено на торгах. Определены требования к срокам размещения извещений о проведении торгов, требования к порядку заключения договоров по результатам таких торгов, а также продлению договоров при истечении сроков.

Уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ будет применяться к хозяйствующим субъектам, только если они действуют на одном и том же товарном рынке и заключенные ими соглашения ограничивают конкуренцию.