Морские волки ждут, когда все депутаты соберутся весной на Охотном ряду

| статьи | печать

Страховщики надеются, что в весеннюю сессию Госдума примет закон о страховании ответственности речных и морских перевозчиков, подготовленный Минтрансом в октябре, заявил на состоявшейся недавно в Москве конференции «Морское страхование в России — 2011» глава «Союза морских страховщиков» Сергей Трубицын.

«К сожалению, законодатели не нашли в себе силы принять закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика в осеннюю сессию, — сказал С. Трубицын, — но мы надеемся на сессию нового созыва». В документе нет слова «обязательное», но по факту страхование ответственности будет обязательным, сообщил он. Полис будет действовать так же, как полис ОСАГО, и законопроектом предусмотрено создание специальной службы инспекторов, которые будут проверять наличие полиса.

Сейчас на рассмотрении законодателей находится несколько законопроектов, связанных со страхованием. Один из них — законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев за причинение ущерба окружающей среде. Основными рисками по этому виду страхования являются загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, химическими и другими опасными веществами, вред, нанесенный береговой инфраструктуре, вред, причиненный жизни и здоровью людей. Кроме того, в Госдуму внесен законопроект об обязательном страховании гражданской ответственности судовладельцев за причинение вреда пассажирам и законопроект о замене лицензирования обязательным страхованием.

Как отметил С. Трубицын, недавние аварии на речных судах — потопление «Булгарии» и пожар на «Сергее Абрамцеве» — не могут объясняться только возрастом судов. В Германии туристов катают исторические колесные пароходы, возраст которых превышает сто лет, и никаких аварий не происходит. Главное, насколько владельцы вкладываются в ремонт своего судна. Важна также квалификации экипажа. После введения обязательного страхования гражданского ответственности судовладельцев ситуация на речном и морском флоте станет напоминать ситуацию со страхованием каско на автомобильном рынке, где страховщики изучают техническое состояние автомобилей перед тем, как продать страховку.

Большинство морских судовладельцев и так страхуют свои риски. Это связано с действием ряда международных конвенций, требованиям которых они вынуждены соответствовать. Однако в речном транспорте владельцы зачастую экономят на страховке. Ни «Булгария», ни «Сергей Абрамцев», подчеркнул С. Трубицын, не были застрахованы. Нанесенный ими ущерб жизни людей и окружающей среде был компенсирован за счет государства.

По словам заместителя директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталия Клюева, вопрос замены лицензирования страхованием судов поднимается не первый год. Камень преткновения — пункт о необходимости создания пула страховщиков, члены которого (и только они) будут иметь право страховать ответственность судовладельцев. По этому пункту есть замечания у Совета по кодификации и у Государственно-правового управления президента РФ, которых данная схема не устраивает.

«Но страховщики должны понимать, что не от хорошей жизни такая схема предлагается. Это действительно довольно сложная система, это достаточно серьезные финансовые затраты на администрирование, это дополнительные средства на резервирование финансов на покрытие возможных рисков. Но, если не создавать подобные институты, то завтра появятся одиозные страховые компании, которые дискредитируют всю идею страхования ответственности, выдавая полис без реального финансового обеспечения», — сказал. В. Клюев.

После того как новые законы вступят в силу, страхование водного транспорта станет более массовым и специфическим. Страховщикам придется перейти от традиционного страхования по широкому набору рисков к страхованию тех рисков, которые перечислены в законопроектах.