Материальная помощь нерезидентам

| статьи | печать

Обложение НДФЛ выплат работникам во многом зависит от того, является организация-работодатель источником доходов в РФ или нет. Когда из положений НК РФ однозначно определить это не представляется возможным, доход к тому или иному источнику относит Минфин России. В письме от 02.11.2011 № 03-04-06/6-297 финансисты рассмотрели один из таких случаев.

Невыгодная позиция Минфина

В комментируемом письме Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Сотрудники организации длительное время работают за границей, поэтому не являются налоговыми резидентами РФ. В трудовых договорах с ними установлена выплата материальной помощи к отпуску. У организации возник вопрос: можно ли материальную помощь к отпуску, выплаченную российской организацией своим работникам, не признаваемым налоговыми резидентами, отнести к доходам, полученным от источников за пределами РФ? За разъяснениями компания обратилась в Минфин России.

Финансисты ответили, что к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами России (п. 3 ст. 208 НК РФ). Однако материальная помощь, выплачиваемая российской организацией своим сотрудникам, относится к доходам, полученным от источников в РФ. Это связано с тем, что такая выплата не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей и производится российской организацией — работодателем. Следовательно, материальная помощь сотрудникам организации, не признаваемым налоговыми резидентами РФ, облагается НДФЛ по ставке 30%. Основание — п. 3 ст. 224 НК РФ. При этом суммы матпомощи, не превышающие 4000 руб. за год, освобождаются от налогообложения.

Есть ли повод для спора?

Разберемся, насколько позиция финансистов правомерна. Ключевой момент здесь — выяснение вопроса, можно ли отнести в рассматриваемом случае материальную помощь к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей.

Что такое вознаграждение за труд

В Налоговом кодексе нет определения вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, поэтому согласно ст. 11 НК РФ нужно обратиться к другим отраслям законодательства.

Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются Трудовым кодексом. Они возникают на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Одно из обязательных условий трудового договора — согласование размера оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (ст. 57 ТК РФ).

Под оплатой труда работника (заработной платой) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные аналогичные выплаты) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда может устанавливаться коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Она включает в себя помимо размера тарифных ставок и окладов также доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования (ст. 135 ТК РФ).

Итак, согласно нормам ТК РФ вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей признается заработная плата, которая помимо тарифной ставки или оклада включает в себя стимулирующие и компенсационные выплаты.

Куда отнести матпомощь

Может ли быть материальная помощь частью оплаты труда?

Определение материальной помощи содержится в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495—2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения». В нем сказано, что материальная помощь — это социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Таким образом, материальная помощь в ее исконном значении, являясь социально-экономической услугой, не может относиться к вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей.

Однако под материальной помощью может скрываться и выплата стимулирующего характера. Так, выплата дополнительных денежных средств к отпуску может носить стимулирующий характер, если выплачивается не всем без исключения работникам, а только при соблюдении определенных условий, например если работник за конкретный период не имел взысканий, выполнял и перевыполнял нормативы труда, принятые на предприятии. В подобных случаях данную материальную помощь, хотя ее название не соответствует смыслу, можно считать вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей. Соответственно такая выплата нерезидентам не должна облагаться НДФЛ.

Если же материальная помощь выплачивается всем без исключения работникам, независимо от их трудовых достижений, признать ее стимулирующей выплатой нельзя. Ведь она ни к чему не стимулирует и по сути является доплатой к отпуску, то есть увеличивает сумму отпускных. А в отношении отпускных выплат Минфин, ФНС России, а также некоторые суды считают, что они (отпускные) не признаются оплатой труда (см. «БП», 2011, № 45, с. 08).

Следовательно, данная выплата, не являясь вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ, относится к выплатам от источников в РФ и, если работник — нерезидент, облагается НДФЛ по ставке 30%.

Наш совет

На наш взгляд, чтобы не облагать НДФЛ дополнительные денежные выплаты нерезидентам к отпуску, нужно:

  • не называть подобные выплаты материальной помощью, дабы не вводить в искушение контролирующие органы;
  • в трудовых договорах (коллективном договоре, локальных нормативных актах) предусмотреть, что данные выплаты носят стимулирующий характер и выплачиваются работникам только при достижении ими определенных трудовых показателей.