ФНС России о социальной рекламе

| статьи | печать

ФНС России в письме от 18.11.2011 № ЕД-4-3/19322@ пояснила, как применять новые льготы по налогу на прибыль и НДС в отношении социальной рекламы. Напомним, что они были введены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 18.07.2011 № 235-ФЗ.

Подготовив такие разъяснения, фискалы, очевидно, решили подстраховаться на случай налоговых споров, связанных с неправомерным, с их точки зрения, применением льгот, введенных Федеральным законом от 18.07.2011 № 235-ФЗ (далее — Закон № 235-ФЗ). Речь идет о поправках, касающихся налогообложения производства и размещения социальной рекламы. Еще не все новации вступили в силу. Но позиция фискалов, согласованная с Минфином России, уже доведена до территориальных налоговых органов и плательщиков.

НДС

Одна из новаций — дополнение п. 3 ст. 149 НК РФ подп. 32, согласно которому не подлежит обложению НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Такие операции освобождаются от налогообложения при соблюдении установленных новой нормой требований к социальной рекламе, связанных с ограничением возможностей спонсора для саморекламы. Так, в социальной рекламе, распространяемой по радио, продолжительность упоминания о спонсорах не должна превышать трех секунд. При трансляции социального ролика на телевидении, кино- и видеообслуживании такое упоминание также не может составлять более трех секунд и занимать более 7% площади кадра. В социальной рекламе, распространяемой другими способами (например, на щитах и растяжках), на упоминание о спонсорах отводится не более 5% рекламной площади. Эти требования не действуют в случаях, когда в качестве спонсоров выступают органы государственной власти, иные государственные структуры, социально ориентированные некоммерческие организации либо передается информация о гражданах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Норма, предусмотренная подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, вступила в силу 1 октября 2011 г. (п. 1 ст. 3 Закона № 235-ФЗ).

Чиновники отметили, что, когда операции, признававшиеся объектом обложения НДС, перешли в разряд необлагаемых, применяется порядок определения налоговой базы, действовавший на дату отгрузки товаров (работ, услуг). При этом дата поступления оплаты значения не имеет. Это следует из п. 8 ст. 149 НК РФ. Поэтому освобождение от налогообложения, закрепленное подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, применяется в отношении услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы на безвозмездной основе, оказанных начиная с 1 октября 2011 г.

Кроме того, в комментируемом письме фискалы напомнили, что согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38‑ФЗ «О рекламе» лицо, которое приводит информацию в форму, готовую для распространения в виде рекламы, именуется рекламопроизводителем, а лицо, распространяющее рекламу любым способом и в любой форме, — рекламораспространителем. Исходя из этого, по мнению ФНС России, в рамках льготы, установленной подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождаются от обложения НДС услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы, оказываемые на безвозмездной основе рекламопроизводителями и (или) рекламораспространителями.

Налог на прибыль

Законом № 235-ФЗ внесены изменения в подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, которые вступили в силу 22 июля 2011 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Напомним, что п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет не учитывать при исчислении налога на прибыль целевые поступления, соответствующие условиям и перечню, приведенным в указанном пункте. В ранее действовавшей редакции в этот перечень входили осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми по гражданскому законодательству.

С 1 января 2011 г. не разграничивается, какие именно взносы относятся к целевым поступлениям. Указывается лишь, что это должны быть взносы учредителей (участников, членов), предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях.

Помимо этого необлагаемыми целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности теперь прямо признаются доходы в виде работ (услуг), безвозмездно выполненных (оказанных) в пользу некоммерческих организаций на основании соответствующих договоров. Такие доходы не учитываются при налогообложении, если некоммерческая организация ведет раздельный учет в рамках целевых поступлений.

В качестве примера налоговики приводят некоммерческую организацию — заказчика социальной рекламы, расходы по производству и размещению которой берут на себя производители, распространители или спонсоры. В подобной ситуации с 1 января 2011 г. у некоммерческой организации не возникает внереализационного дохода и нет обязанности по уплате налога на прибыль (ранее необходимо было включить в налоговую базу рыночную стоимость социальной рекламы).

Последняя новация, которой специалисты ФНС России уделили внимание, будет действовать с 2012 г. Имеется в виду новый подп. 48.4 в п. 1 ст. 264 НК РФ, позволяющий компаниям учитывать расходы, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы. В Налоговом кодексе отмечено, что такие расходы признаются для целей налогообложения при условии выполнения требований к социальной рекламе, установленных подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ. Признавать названные расходы можно будет без соблюдения ограничения (в размере 1% выручки), предусмотренного для рекламных расходов п. 4 ст. 264 НК РФ. Не забывайте, что до вступления в силу подп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на создание бесплатной или социальной рекламы не учитываются в целях налогообложения прибыли (см. письмо Минфина России от 26.12.2008 № 03-03-05/187 и постановление ФАС Московского округа от 18.03.2011 № КА-А40/981-11).