Косметика и парфюмерия во власти иностранцев

| статьи | печать

По итогам текущего года объем российского рынка косметики и парфюмерии увеличится на 13%. В 2012 г. положительная динамика сохранится. Точки роста: продажи через Интернет, в том числе социальные сети, а также в аптеках и через специализированную розницу. Впрочем, считать прибыль от увеличения продаж будут иностранные компании. Большинству отечественных производителей не удается выпускать косметику, способную конкурировать с иностранной по цене и качеству. Тех же, кто добился успеха, поглощают международные корпорации.

Проблемы и тенденции развития российского рынка косметики и парфюмерии эксперты обсудили в ходе форума, прошедшего в рамках международной выставки Intercharm Professional. По словам исполнительного директора группы компаний Step by Step Ольги Тимофеичевой, косметика и парфюмерия — одна из наиболее стабильных отраслей, которая росла даже во время мирового финансового кризиса 2008—2009 гг. Объем рынка в 2009 г. составил 9,7—9,8 млрд долл., а темпы роста — 3—5%. Продажи возросли за счет сегмента «масс-маркет». В 2010 г. рынок увеличился еще на 5—7% и составил 10,2—10,4 млрд долл. На этот раз после кризисного падения активно развивался премиум-сегмент. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. сегмент «премиум» вырос на 44,7%, а сегмент «масс-маркет» — на 4%.

Объем продаж продукции класса «премиум», по оценкам экспертов Step by Step, в 2010 г. достиг 1,02 млрд долл., то есть 10% всего рынка парфюмерии и косметики в денежном выражении. В натуральном выражении доля этого сегмента в 2010 г. составила около 15—20%. При этом емкость премиального сегмента в прошлом году равнялась около 2 млрд долл. Следовательно, данный сектор рынка не насыщен и готов к активному развитию, хотя в преддверии второй волны кризиса темпы роста будут замедляться, заключила О. Тимофеичева.

Аналитики Step by Step предполагают, что рынок косметики и парфюмерии в 2011 г. вырастет на 13% и составит 11,7 млрд долл. По оценкам специалистов Euromonitor International, которые приводятся в отчете концерна «Калина» за III квартал, объем российского парфюмерно-косметического рынка в 2011 г. должен составить 392 млрд руб. Бурный рост отрасли в последние годы оправдан, по мнению экспертов, прежде всего тем, что в 1970—1990 гг. данная область пережила глубокий упадок. По сведениям ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость», несмотря на насыщение рынка в настоящее время даже при замедлении темпов роста в индустрии сохранится положительная динамика развития.

Российские жители являются активными потребителями косметической продукции, они готовы тратить на нее значительную часть своего дохода, уверены аналитики «Калины». По исследованиям аудиторской компании Deloitte & Touch среди десяти наиболее популярных подарков, которые россияне купят друзьям и знакомым на Новый год, на первом месте именно косметика и парфюмерия. Причем одно из самых перспективных направлений развития косметического рынка — элитная косметика и косметика класса «люкс», в том числе селективная, детская косметика, косметика для мужчин, anti-age-косметика, SPA- и SPF-косметика.

Социальные сети стали каналом сбыта

Что касается каналов продаж, одним из перспективных сегментов является интернет-торговля. Как правило, через специализированные магазины по Всемирной паутине потребители приобретают дорогую косметику и парфюмерию, поскольку здесь ее цена намного ниже, чем в розничных сетях. Кроме того, относительно недавно появился, но уже нашел своего потребителя такой онлайн-канал сбыта, как социальные сети. Обычно таким образом россияне заказывают парфюмерию и косметику сегмента «люкс» либо ту, которая на территории России официально не продается. «Оценить этот канал сбыта не представляется возможным, так как большинство продавцов косметики чаще всего не оформляют свою деятельность юридически, а ввезенная ими продукция попадает в категорию „серый импорт“», — пояснила О. Тимофеичева. По ее мнению, доля продаж косметики и парфюмерии через Интернет в текущем году увеличится еще на 1—2%.

К слову, сейчас российский рынок переходит к цивилизованным формам торговли. С конца прошлого века доля «серого» рынка сократилась с 80 до 30%. В то же время продажи на открытых рынках, где в основном торгуют «серой» продукцией, падают, продажи косметики и парфюмерии в специализированных магазинах растут. Для сравнения: в 2009 г. доля продаж через парфюмерно-косметические сети составляла 26,6%, а в 2010 г. — 35%.

Хорошими темпами увеличиваются продажи косметики через другой цивилизованный канал сбыта — аптеки. По информации концерна «Калина», здесь особенно успешно реализуется косметика по уходу за кожей и средства гигиены, в том числе банная линия. Для аптечных сетей данная ассортиментная группа становится все более привлекательной в условиях ужесточения государственного регулирования розничной торговли лекарственными средствами. Поэтому в настоящий момент они с интересом смотрят в сторону профессиональных предприятий индустрии красоты, планируя выход на этот рынок со своей продукцией.

По данным Step by Step, доля такого популярного канала сбыта, как прямые продажи по каталогам, сегодня снижается. В кризисном 2009 г. сектор прямых продаж продемонстрировал наиболее серьезные изменения: его доля на рынке увеличилась почти на 10%. Дело в том, что в период сокращений и роста безработицы прямые продажи предоставили людям возможность дополнительного заработка. Однако в посткризисное время россияне стали утрачивать интерес к этому виду бизнеса. Так, в 2010 г. доля продаж косметики через каталоги снизилась до 23%, тогда как в 2009 г. этот показатель составлял 24,2%.

Потребителей заманивают нанотехнологиями

Потенциал и устойчивость российского рынка косметики и парфюмерии привлекают к активным действиям на территории страны крупных международных компаний, которые сейчас занимают большую часть российского рынка. Чтобы расширить присутствие, с каждым годом иностранные компании открывают новые производства в РФ. Например, в конце ноября стало известно, что вскоре в Московской области начнется строительство завода по производству польской косметики. Этот проект обсуждался в ходе встречи делегации Мазовецкого воеводства Республики Польша во главе с вице-маршалом Лешеком Рущиком и министра внешнеэкономических связей Московской области Тиграна Караханова.

Локализация производства позволяет косметическим компаниям снижать цену на свою продукцию. Другой способ предотвратить импортозамещение — поглощение успешных российских косметических компаний. Так, в середине октября Unilever купила 82% российского косметического концерна «Калина» за 390 млн евро.

Впрочем, российские компании, представленные сейчас лишь в отдельных сегментах и вкупе занимающие 47% парфюмерно-косметического сектора, без боя сдавать позиции не собираются. Стремясь завоевать потребителя, отечественные фирмы развивают именную (брендовую) косметику, внедряют в производство результаты научных разработок и участвуют в престижных специализированных выставках.

В конце октября корпорация РОСНАНО объявила, что присоединяется к реализации проекта по производству косметики на основе технологии двойного инкапсулирования. Ранее проект проинвестировал Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании. Его общий бюджет — 65 млн руб. РОСНАНО получит 18% в уставном капитале проектной компании ООО «Нанодерм-профи».

Проект предусматривает производство антивозрастных косметических средств, средств для очищения кожи и профессиональных средств для косметических салонов по технологии, разработанной в Уфе компанией «Жеспар-Биос» совместно с Институтом биологии УНЦ РАН и Институтом биохимии и генетики УНЦ РАН.

По словам авторов проекта, производимая косметика нетоксична и высокоэффективна за счет технологии двойного инкапсулирования. «Активное вещество — уроновая кислота — включается в наночастицы циклодекстрина размером менее 2 нм. Эти частицы, в свою очередь, окружены сферической оболочкой из бета-циклодекстрина и растительных липидов диаметром около 80 нм. При нанесении этих наноструктур на кожу их наружная оболочка разрушается, при этом наночастицы циклодекстрина обеспечивают транспорт активного компонента сквозь трансдермальный барьер в глубокие слои кожи. По мере развития проекта планируется расширение набора активных веществ», — поясняется в пресс-релизе РОСНАНО.

Как уточнили в корпорации, проектная компания ООО «Нанодерм-профи» уже выпускает и реализует первые партии нанокосметики, которые успешно прошли органолептические, физико-химические, микробиологические, клинико-лабораторные и токсикологические испытания Роспотребнадзора.

Успешные российские проекты пока остаются исключением из общего правила: большинству отечественных производителей не удается выпускать косметику, способную конкурировать с иностранной продукцией по цене и качеству. Эксперты сравнивают российскую индустрию красоты с отечественной автомобильной промышленностью. По их мнению, технологии импортных конкурентов настолько ушли вперед, что догнать, а тем более перегнать их будет очень сложно.