Планируется укрепить международное сотрудничество

| статьи | печать

В Госдуму представлено несколько законопроектов, цель которых укрепить позиции России на международной арене и урегулировать торговые отношения. Речь идет о присоединении к Конвенции, направленной на предотвращение подкупа иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и ратификации двух договоров — о Евразийской экономической комиссии и зоне свободной торговли.

Законопроекты № 634972-5,

634368-5

и 632247-5

Международная борьба за «чистоту» сделок

Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее — Конвенция) принята Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.

Россия выразила намерение вступить в ОЭСР еще в феврале 2009 г. Соответствующая заявка была направлена МИД России.

Одним из обязательных условий вступления в ОЭСР является присоединение к Конвенции.

Однако присоединение к Конвенции требовало от России корректировки законодательства, поскольку оно должно отражать борьбу с правонарушением в той же мере, что и международные положения.

Для приведения российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции был принят Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

В Уголовном кодексе РФ были уточнены положения, касающиеся уголовной ответственности за взяточничество (подкуп) иностранных должностных лиц и должностных лиц иностранных публичных организаций. Указанные деяния наказываются штрафом либо лишением свободы со штрафом.

Под иностранным должностным лицом введенные положения Уголовного кодекса понимают любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

В КоАП РФ с целью повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, тоже были внесены изменения.

За незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, передачу иных имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, на юридических лиц налагается штраф.

Международные договоры Российской Федерации, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина (подп. «б» п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»), а также решения о присоединении к международным договорам от имени Российской Федерации (подп. «а» п. 1 ст. 21 того же закона) требуют ратификации в форме федерального закона.

Кстати, России участие в деятельности рабочей группы Конвенции будет обходиться в 100 000 евро ежегодно. Предполагается уплачивать эти взносы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных для МИД России в федеральном бюджете на соответствующий год.

Интеграция по правилам ВТО

Ратификации в форме федерального закона подлежит также Договор о зоне свободной торговли (далее — Договор), подписанный в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. государствами — участниками Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) в рамках заседания Совета глав этих государств.

Цель данного Договора — обеспечить необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создать благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм Всемирной торговой организации.

Договор устанавливает правила разрешения споров и механизм принуждения сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств.

Кроме того, в Договоре предусматриваются обязательства сторон договора, которые гарантируют недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также устанавливают соответствующие мировой практике правила в области субсидирования.

После ратификации Договор заменит действующее Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.94, подписанное государствами — участниками СНГ, последующие протоколы к нему, а также двусторонние и многосторонние соглашения государств-участников.

Россия участвует в Договоре в компании семи стран — Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана и Украины.

Совершенствование работы Евразийской экономической комиссии

Представляемый на ратификацию Договор о Евразийской экономической комиссии (далее — Договор) был разработан в соответствии с решениями высшего органа Таможенного союза — Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 15.03.2011 № 74 «О совершенствовании деятельности Комиссии Таможенного союза».

Евразийская экономическая комиссия (далее — Комиссия) создана тремя государствами-участниками — Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией — как единый постоянно действующий регулирующий национальный орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Договор определяет в качестве основной задачи Комиссии обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства и выработку предложений в сфере интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В целях реализации полномочий, которые были переданы Комиссии в соответствии с международными договорами, заключенными в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, Договор предусматривает создание Совета Комиссии и Коллегии Комиссии.

Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, общее руководство деятельностью Комиссии.

Коллегия Комиссии является исполнительным органом.

Решения Комиссии, принятые в пределах своих полномочий, обязательны для сторон.

Договор подлежит обязательной ратификации в форме федерального закона, поскольку в ст. 38 Договора стороны прямо предусмотрели обязательный порядок его ратификации. Это основание для ратификации предусмотрено п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Другим основанием для ратификации служит участие Российской Федерации в межгосударственных союзах и положение Договора (ст. 5), которым устанавливается юридическая обязательность для Российской Федерации решений Комиссии (подп. «д» п. 1 ст. 15 указанного закона).