Сначала техосмотр, далее ОСАГО, затем учет в ГИБДД

| статьи | печать

Правительство РФ 5 декабря 2011 г. приняло постановление № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». Дело в том, что с 2012 г. вступает в силу Закон о техосмотре, согласно которому обязанности по надзору за его проведением переходят от МВД к Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС). С этого момента будет запрещено приобретать полис ОСАГО без талона ТО. Постановление содержит Правила проведения техосмотра — документ, первый вариант которого в свое время встретил резкую критику и был отправлен на доработку.

В общих чертах порядок прохождения ТО с 1 января 2012 г. будет выглядеть так. Для проведения ТО заявитель обращается к любому оператору ТО в любой пункт ТО независимо от места регистрации транспортного средства. Представляет транспортное средство, документ, удостоверяющий личность владельца, доверенность от владельца (если она нужна) в простой рукописной форме, свидетельство о регистрации ТС или паспорт ТС. Последний добавлен на тот случай, если гражданин приобрел подержанную машину без талона ТО, которую с 2012 г. невозможно будет поставить на учет не имея талона ТО (ведь для постановки на учет нужен полис ОСАГО, а без талона ТО его не продадут). По окончании технического диагностирования оператор ТО оформляет и выдает заявителю диагностическую карту. Если она содержит заключение о возможности эксплуатации ТС, оператор оформляет и выдает заявителю талон ТО или международный сертификат ТО. В противном случае заявителю предстоит пройти ТО еще раз. На этот раз проверять будут только те неисправности, которые обозначены в диагностической карте. Значит, платить придется меньше.

Эксперты обратили особое внимание на некоторые пункты новых Правил проведения ТО.

Пункт 4 ст. 1: «При проведении технического осмотра к транспортным средствам не применяются требования, касающиеся наличия подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение, при условии отсутствия внесения изменений в его конструкцию в части указанных элементов и содержащих их узлов и агрегатов». То есть владельцам древних «четверок», не оборудованных ремнями безопасности для задних пассажиров, можно не беспокоиться по этому поводу.

Прописаны новые временные требования к процедуре ТО. Для легкового автомобиля ее продолжительность не должна превышать 30 минут (сейчас — 42 минуты), для грузовика до 3,5 т — 32 минуты (на данный момент — 47 минут). Время сократилось, а количество проверок увеличилось. Вместо 43 для легковушки их будет 49. Причем появились удивительные требования, например требование измерять шумомером уровень шума выпускной системы. Эти измерения по ГОСТу надлежит проводить в звукоизолированном помещении. Обеспечить это на пункте прохождения ТО невозможно. В незвукоизолированном помещении показания приборов будут некорректны.

Важное новшество — требование к размеру огнетушителя. До сих пор для сотрудников ГИБДД имело значение его наличие. Теперь автовладельцы должны будут обзавестись двухлитровым порошковым или хладоновым баллоном. Зато исчезло требование иметь в салоне аптечку: наличие или отсутствие заветного чемоданчика с красным крестом не сказывается на эксплуатации автомобиля. Хотя, надо заметить, может сказаться на чьей-нибудь жизни (диагностическую карту см. на http://img.rg.ru/pril/55/90/58/1008_3.gif, а требования к техническому состоянию автомобилей разной категории — на http://img.rg.ru/pril/55/90/58/1008_1.gif).

Наши талоны ТО действительны по всей Европе, а европейские действительны в России. Поэтому список требований к ТО отвечает требованиям Венской конвенции и максимально приближен к европейским, отмечают эксперты.

Интересно, можно ли будет подкупить страхового агента, чтобы приобрести полис ОСАГО не имея талона ТО? Как показывает опыт прежних лет, страховые агенты никогда не отличались чрезмерно суровыми моральными принципами.