Новый отчет по земельному налогу

| статьи | печать

С прошлого года плательщики земельного налога не сдают в налоговые инспекции расчеты по авансовым платежам. Соответствующие изменения были внесены в ст. 398 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Однако отмена квартальных расчетов потребовала корректировки декларации по земельному налогу, что и сделала ФНС России, утвердив приказом от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696 новую форму. О том, существенно ли отличаются новый и старый отчеты, читайте в статье.

Итак, за 2011 г. декларацию по земельному налогу необходимо будет представить по новой форме, утвержденной уже приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696. Напомним, что подать в инспекцию декларацию за 2011 г. нужно не позднее 1 февраля 2012 г. (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Как и прежняя, новая декларация состоит из титульного листа, разделов 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет» и 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Теперь о новшествах.

Изменения видны сразу

Комментируемым приказом утверждены не только форма и порядок заполнения, но и формат передачи данных налоговой декларации в электронном виде. Кроме того, дополнен перечень общих требований к заполнению декларации. Например, уточнено, что не допускаются двусторонняя печать и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя, а каждому показателю документа соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. В каждом поле указывается только один показатель.

В пункте 2.9 нового Порядка заполнения налоговой декларации по земельному налогу (далее — Порядок), прописаны особенности заполнения декларации организацией-правопреемником. В связи с этим на титульном листе декларации появилось два новых поля — «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» и «ИНН/КПП реорганизованной организации». В случае представления правопреемником декларации за последний налоговый период или уточненок за реорганизованную компанию согласно п. 2.9 Порядка в верхней части титульного листа указываются ИНН и КПП организации-правопреемника, а в поле «налогоплательщик» — наименование реорганизованной компании. ИНН и КПП реорганизованной компании, присвоенные ей до реорганизации инспекцией по месту нахождения (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика), вносятся в соответствующий новый реквизит титульного листа. Сведения о форме реорганизации (преобразование, слияние, разделение, присоединение и разделение с одновременным присоединением) или указание на ликвидацию налогоплательщика приводятся в закодированном виде согласно соответствующему справочнику (приложение 2 к Порядку).

Напомним, что ранее порядок отражения сведений о реорганизованной компании в декларации по земельному налогу был иным. Когда декларация представлялась организацией-правопреемником за последний налоговый период реорганизованной компании, в верхней части титульного листа (и соответственно остальных листов отчета) просто указывались реквизиты реорганизованного юридического лица.

Новшеством является также указание специального кода (216) в поле «по месту нахождения (учета) (код)» для правопреемников — крупнейших налогоплательщиков. Другие организации-правопреемники отражают код места нахождения земельного участка или его доли (270). Отметим, что в разделах 1 и 2 при подаче декларации правопреемником за реорганизованную компанию указывается код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок реорганизованного юридического лица.

Добавился также код для компаний-инвесторов по соглашению о разделе продукции. Он приводится, когда участок недр расположен на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ. Коды представления декларации по земельному налогу содержатся в приложении 3 к Порядку.

Не забудьте уплатить авансы!

Несмотря на отмену квартальных расчетов по земельному налогу, организации и индивидуальные предприниматели по-прежнему должны уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (п. 2 ст. 397 НК РФ). Поэтому в разделе 1 декларации появились строки 023, 025 и 027 для отражения сумм авансовых платежей, уплаченных в течение года.

Ранее сумма авансовых платежей, уплачиваемых налогоплательщиком в течение года на основании квартальных отчетов, отражалась по строке 290 раздела 2 декларации, который заполнялся (и заполняется) по каждому участку отдельно. По строке 030 раздела 1 записывалась разница между суммами исчисленного за год налога по всем земельным участкам, расположенным на территории одного муниципального образования (сумма значений по строке 280 заполненных разделов 2 декларации), и суммами уплаченных в отношении их авансовых платежей, внесенными в строки с кодом 290. В новой форме строка 290 раздела 2 отсутствует, а суммы исчисленного земельного налога по соответствующим кодам КБК и ОКАТО заносятся в строку 021 раздела 1, из которой затем вычитаются суммы авансовых платежей, отраженные в строках 023, 025 и 027. В строке 030, как и прежде, указывается сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет.

Отметим, что теперь в разделе 1 декларации умещается всего два «комплекта» строк для расчета налога, подлежащего зачислению в бюджет конкретного муниципального образования, а не пять, как в старой форме. Это означает, что компаниям, имеющим земельные участки на территории более чем двух муниципальных образований, подведомственных одной инспекции, придется заполнять несколько разделов 1 декларации.

Что касается раздела 2 новой декларации, в него внесены поправки технического характера. Прежде всего изменилась компоновка показателей раздела — она стала более удобной и последовательной. Так, коэффициенты К1 и К2, применяемые для исчисления налога с учетом количества месяцев использования льготы и в случае владения земельным участком в течение неполного налогового периода, поменяли очередность в разделе и стали называться Кл и Кв соответственно. А при внесении в строки 070, 110, 200, 240 и 260 кода налоговой льготы, установленной представительными органами муниципальных образований (законодательными органами Москвы и Санкт-Петербурга), теперь необходимо последовательно указывать номер, пункт и подпункт статьи нормативного акта, которым предоставлена льгота. Об этом говорится в п. 5.9, 5.13, 5.22, 5.26 и 5.28 Порядка.