По компьютеризации мы уже обогнали Ямайку

| статьи | печать

По данным Advertology.Ru, суммарно российский рынок компьютеров и базовой периферии (к которой относятся мониторы, настольные печатающие устройства и т.д.) в 2011 г. составил около 10 млрд долл. (общее число единиц оборудования примерно 25 млн штук). Наиболее динамично развивается сектор персональных компьютеров. Но российские производители не спешат занимать эту растущую нишу.

До последнего времени большая часть рынка приходилась на настольные компьютеры. Его структура в 2010 г. выглядела так: 68,6% — настольные компьютеры, 29,2 — ноутбуки и 2,2% — серверы стандартной архитектуры. Но уже в этом году продажи «персоналок» выросли на 90 с лишним процентов по сравнению с предыдущим годом. Устойчивой тенденцией стало активное развитие сегмента ноутбуков по цене до тысячи долларов. Все большее место занимают переносные и карманные компьютеры, постепенно превращаемые в универсальные

IT-станции, подключаемые к Интернету и способные работать в режиме онлайн.

Ноутбуки начинают и выигрывают

По данным компании International Data Corporation, в 2011 г. российский рынок персональных компьютеров вырос на 12,1%. По оценкам аналитиков компании, в III квартале 2011 г. в нашу страну было поставлено 3,82 млн настольных и портативных компьютеров, что на 12,1% больше, чем за аналогичный период 2010 г. При этом рынок ноутбуков увеличился на 17,3% — до 2,68 млн штук. В то же время объем продаж персональных настольных компьютеров возрос всего на 1,5% — до 1,14 млн штук.

Такие хорошие показатели рынка подтвердила другая аналитическая компания — американская Gartner, исследовавшая состояние российского рынка персональных компьютеров на протяжении ряда лет. По данным специалистов Gartner, наш компьютерный рынок одним из первых оправился от последствий международного финансового кризиса. Уже в 2010 г. в России было продано 11,17 млн ПК, что почти на 60% больше, чем в кризисном 2009 г. В 2010 г. окончательно сформировалась новая тенденция к увеличению спроса на мобильные системы. Но говорить об окончательной победе ноутбуков над их настольными собратьями рано, считает Алексей Алексеев, директор по маркетингу компании R-Style Computers: «Дело не в драматическом снижении спроса на настольные ПК, а в резком увеличении продаж ноутбуков. Сейчас не редки случаи, когда у пользователя дома стоит один настольный ПК и три ноутбука или нетбука. Если рассматривать поставки в крупные корпорации, госструктуры, учебные учреждения, то у мобильных систем нет пока существенных преимуществ перед настольными, которые более производительны, дешевле, обладают лучшей расширяемостью и надежнее. Срок службы ноутбука, как правило, не превышает 3—4 лет, а настольного компьютера 5—7 лет».

Действительно, настольные ПК рано нести на свалку, они и в дальнейшем будут востребованы пользователями. Тем более что разработчики настольных компьютеров тоже не стоят на месте. В последнее время приобретают популярность модели All-in-one ПК (моноблоки). Эти машины занимают на рабочем столе столько же места, сколько обычные ЖК-мониторы, но при этом обладают всеми достоинствами полноценного компьютера.

Одновременно с ПК All-in-one разработчики предлагают различные миниатюрные настольные ПК, размер которых не более 15х15х2 см. Эти аппараты можно легко спрятать за монитор или телевизор.

Менеджер по маркетингу и PR компании WEXLER Алексей Чебатко согласен с коллегой из R-Style Computers. Он уверен, что рано или поздно рынок найдет свое устойчивое положение и спрос на настольные ПК вернется к былым показателям: «Настольные ПК более универсальны, доступнее по цене и легко поддаются модернизации. Для многих потребителей это играет не меньшую роль, чем компактность и мобильность ноутбука». К тому же нельзя сбрасывать со счетов ту армию поклонников компьютерных игр, для которых функциональность ПК — важнейший критерий, а также работников крупных компаний, нуждающихся в мощных производственных системах для работы.

Российский рынок далек от насыщения

Хотя для большинства россиян ПК из экзотической игрушки давно превратился в привычный атрибут современной жизни, по количеству компьютеров на душу населения мы заметно отстаем от других развитых стран. По данным находящегося в Швейцарии Международного телекоммуникационного союза (International Telecommunications Union), Россия занимает 78-ю строчку — между Ямайкой и Фиджи. У нас на 1000 человек приходится 43,59 компьютера. Первое место в мире уверенно держит Сан-Марино: на 1000 жителей — 727 ПК, второе — США — 554 компьютера. На третьем — благополучная Швеция: 506 машин на 1000 шведов. Далее следуют Дания и Швейцария — 501 и 491 ПК на 1000 жителей соответственно. Затем — северная Норвегия и далекие Бермудские острова. На 1000 островитян приходится 465 компьютеров. Замыкают первую десятку Австралия, Люксембург и Сингапур — 476, 440 и 421 компьютер соответственно. Страна восходящего солнца и новейших технологий занимает в списке лишь 21-е место. На 1000 японцев приходится 314 ПК.

Из стран постсоветского пространства лучше дела с компьютеризацией населения обстоят в странах Балтии. Эстония, Латвия и Литва заняли 35-е, 38-е и 66-е места соответственно.

Естественно, что подавляющее большинство пользователей проживает в городах-миллионниках, а авторы рейтинга опирались на данные Росстата, учитывающие все население страны, включая старушек из глухих деревень, где не только ПК, но и «лампочки Ильича» зачастую нет.

По данным союза, в рейтинге общего количества используемых в стране компьютеров мы занимаем неплохое 13-е место. Надо сказать, что в бурно развивающихся Индии и Китае общее количество ПК также велико. Они занимают 4-ю и 16-ю позиции соответственно. В связи с большой численностью населения количество приходящихся машин на 1000 человек столь мало, что эти государства не попали в сотню стран — лидеров по числу ПК на душу населения.

Таким образом, игрокам рынка можно не беспокоиться за свою судьбу, ведь уровень проникновения ПК в российское общество еще невелик и для приближения к показателям стран первой десятки необходимо несколько лет уверенного роста продаж ПК в стране. На сегодняшний день потребности рынка в различных сегментах удовлетворены лишь на 10—20%.

Российских сборщиков ПК просят не беспокоиться

Процессы глобализации, происходящие в мировой экономике, не могут не затрагивать отечественные рынки. На рынке ПК активно происходит процесс консолидации, приводящий к вытеснению отечественных сборщиков компьютеров. Процесс неизбежен, считает директор по исследованиям Gartner Аннет Джамп: «На большинстве развитых рынков в странах Западной Европы, США или Японии нет крупных локальных сборщиков. Эта ситуация отличается на развивающихся рынках, таких, как Россия, Польша, Китай, Бразилия, Украина. По нашим ожиданиям, эта тенденция продолжится в ближайшие несколько лет, так как мы видим консолидацию рынка между крупными игроками».

С ней согласен Вячеслав Назаров, директор направления настольных ПК Acer в России: «Продолжатся тенденции, заложенные в последние годы: доли российских сборщиков настольных систем будут снижаться, с рынка уйдут мелкие компании, средние будут консолидироваться, а крупные по-прежнему будут мигрировать в сектор „домашних“ сборщиков для крупных интеграторов и розничных сетей. Сильные игроки станут сильнее, слабые будут продолжать терять долю рынка».

По данным Gartner, единственный российский сборщик, который наращивает продажи, — компания DNS, выпускаяющая как десктопы, так и ноутбуки.

Острая борьба за майку лидера

По результатам исследования, опубликованного компанией ТАСС-Телеком, по итогам III квартала 2011 г. первое место на российском рынке ПК занимает НР. За ним следует китайская компания Lenovo. Lenovo обогнала по объемам продаж Dell, занимающего сегодня третье место, и вышла на вторую позицию. Четвертое место занимает компания Acer, пятое — Asus.

Основными покупателями на российском компьютерном рынке являются корпоративные заказчики. На них приходится 80% всех проданных в стране машин. Заключая сделку на поставку компьютерной техники, представители компаний предпочитают долгосрочное сотрудничество, подразумевающее не только поставку товара, но и обучение сотрудников на купленных ПК, техническое обслуживание, проведение консультаций, выполнение проектных работ и т.д.

В ближайшие несколько лет, по оценкам аналитиков, прирост рынка составит примерно 15% в год.

В денежном исчислении доля ноутбуков превысит долю настольных компьютеров, хотя в количественном выражении последние будут доминировать. Главными критериями покупателей в ближайшие годы станут вопрос цены и конфигурации ПК, а также мультимедийные возможности компьютера.