Инновации вопреки кризису

| статьи | печать

Мутная волна экономической нестабильности повлияла на внедрение инноваций в отечественных компаниях намного меньше, чем во многих других государствах. Наиболее активно нововведения продвигались на предприятиях, ориентированных на глобальный рынок и работающих в конкурентных отраслях. Основными барьерами на пути инноваций стали недостаток поддержки государства и пробелы в госрегулировании.

«В России высокий уровень общественной поддержки инноваций... ключевую роль в их развитии предстоит сыграть государственным структурам в партнерстве с крупным бизнесом и образовательными учреждениями», — отметила директор по внешним связям General Electric в России и СНГ Екатерина Тутон, представляя исследование Global Innovation Barometer 2012 на семинаре в Высшей школе экономики.

Стремясь снизить уровень риска в условиях турбулентности, предприниматели предпочитали перемещать фокус инновационной деятельности компаний с продуктовых инноваций (создания совершенно новых продуктов и услуг) на процессные (усовершенствование существующих товаров и услуг за счет улучшения бизнес-моделей). Подобные изменения отметили 66% руководителей в России, что совпадает с глобальным трендом в мире (68%).

Успешному внедрению инноваций в отечественных компаниях препятствуют барьеры. Самые трудные из них — невысокий уровень поддержки инновационных предприятий со стороны государства и частных инвесторов, а также низкое качество регулятивной среды.

Только 23% руководителей наших предприятий полагают, что государство выделяет достаточно средств на поддержку инноваций (46% в среднем по остальным странам, участвовавшим в исследовании).

Невысока и доля предпринимателей (28%), которые считают, что система господдержки инноваций организована эффективно (43% в среднем в мире).

Выборочная поддержка государством крупных компаний во время кризиса повлияла на оценку степени равномерности бюджетных вливаний между крупным и средним бизнесом. Всего 43% респондентов согласны с тем, что держава в равной мере поддерживает инновационные проекты, реализуемые крупными компаниями и предприятиями малого и среднего бизнеса (в других странах этот показатель в среднем равен 57%).

Уровень поддержки инноваций со стороны частных инвесторов топ-менеджеры отечественных предприятий оценили несколько выше. Почти половина опрошенных капитанов бизнеса (45%) уверены, что частные инвесторы оказывают необходимую поддержку инновационным компаниям (в других государствах — в среднем 56%).

Качество регулятивной среды и образовательной системы, по мнению руководителей отечественных предприятий, также нуждается в улучшении.

Около половины российских участников исследования (48%) отмечают, что регулирование в сфере торговли препятствует более эффективной коммерциализации инноваций (33% в среднем по остальным странам).

Действующую систему защиты авторских прав признали эффективной только 37% отечественных топ-менеджеров (в мире в среднем этот показатель равен 62%).

Лишь 35% руководителей наших предприятий согласились с тем, что школы и университеты обеспечивают уровень образования, необходимый для формирования инновационных лидеров будущего (59% в среднем по другим государствам).

В результате в сводном рейтинге удовлетворенности качеством инновационной среды индекс России составляет 48 пунктов из 100, что позволяет отнести ее к группе стран с наименее благоприятным инновационным климатом. Для сравнения: средний уровень по всем странам — участницам исследования составляет 59 пунктов из 100, в тройке лидеров — Израиль (78), ОАЭ (73) и Швеция (72).

Среди трех наиболее важных факторов, которые могут способствовать успеху инновационной деятельности, самым главным российские руководители называют наличие сотрудников, умеющих творчески мыслить и находить нестандартные решения. Необходимость в таких кадрах подчеркнули 64% опрошенных топ-менеджеров (в мире этот показатель в среднем 56%).

Почти половина капитанов российского бизнеса (46%) указала на важность снижения бюрократических барьеров для доступа к бюджетному финансированию инновационной деятельности (25% в среднем по остальным странам).

Потребность в партнерстве с образовательными учреждениями и исследовательскими лабораториями при разработке новых продуктов считают необходимым условием успеха инновационной деятельности 25% директоров компаний (в мире 28%).

По данным российских исследований, отметил замдиректора Института менеджмента инноваций ВШЭ Дан Медовников, инновационный потенциал отечественных промышленных компаний распределен крайне неравномерно. Он особенно высок у предприятий, ориентированных на глобальный рынок, компаний, находящихся на высоких стадиях передела, фирм, работающих в конкурентных отраслях и являющихся отраслевыми лидерами.

Основным локомотивом внедрения инноваций, подчеркнул ученый, будет рост конкуренции, хотя на ограниченном промежутке времени роль спускового крючка способна сыграть государственная поддержка.