Не долгом единым

| статьи | печать

Пока такой «инструмент стерилизации», как Стабфонд, используется только на погашение внешнего долга. Остальные же средства лежат мертвым грузом. Между тем они могли бы дать экономике неплохой доход. Об этом читателям «ЭЖ» рассказывает зампредседателя Комитета по финансовым рынками денежному обращению Совета Федерации, член Национального банковского совета, заведующий кафедрой макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, д.э.н. Глеб Фетисов.

Средства Стабфонда растут, но никаких прямых доходов бюджет от них не получал и по проекту бюджета на 2006 г. получать не будет. Накопление средств на счетах в ЦБ, не приносящих доходов и обесценивающихся инфляцией,— самый неэффективный способ их использования.

Между тем ряд направлений эффективного использования средств Стабфонда можно определить уже сейчас.

  • Досрочное погашение внешнего госдолга.

Однако заранее предсказать исход переговоров с кредиторами невозможно, в результате объемы погашения ограничены. В 2006 г. предполагается израсходовать лишь 41 млрд руб. вместо 1,8 трлн. Здесь важно определить правильную переговорную позицию.

Требование кредиторов об уплате Россией премии за досрочное погашение неприемлемо только для госзаймов, по которым проценты уплачиваются за весь период соглашения. Но если при заимствовании или при реструктуризации долга устанавливался льготный период (без уплаты процентов), то повышенные проценты в нельготный период являются лишь своеобразной компенсацией. Поэтому для таких кредитов с очень высокими ставками следует определить справедливую величину премии и достичь компромисса с кредиторами. Иначе потери бюджета будут еще больше.

Кроме экономии на процентах досрочное погашение внешнего госдолга сократит нагрузку на бюджет и платежный баланс при снижении цен на нефть.

И вообще пора перестать надеяться на то, что кредиторы пойдут нам навстречу или что-нибудь простят (например, «советские» долги). Эти «детские игры» в расчете на доброго дядю ничего не дали в начале 2001 г. и тем более ничего не дадут сейчас, когда российский бюджет профицитен.

  • Досрочный выкуп гособлигаций.

Рост процентных ставок в США уменьшит разрыв между доходностью облигаций России и США. Должны упасть и котировки российских облигаций.

  • Если досрочное погашение российских еврооблигаций окажется невозможным, нужно вложить средства Стабфонда в еврооблигации, особенно в периоды падения их котировок, через банки — агенты правительства.

С макроэкономической точки зрения это равнозначно досрочному погашению внешнего госдолга. Досрочно выкупать российские гособлигации у нерезидентов может, например, Банк России. Остатки средств правительства в ЦБ на 1 сентября2005 г. составили 1,7 трлн руб. Банк России мог бы приобрести до конца года еврооблигаций на 819 млрд руб., или 28,7 млрд дол., и продать их правительству. При этом в Стабфонде на 1 января 2006 г. осталось бы еще 500 млрд руб. К концу 2006 г., с учетом погашения внешнего госдолга на 20 млрд дол., или 592 млрд руб., в Стабфонде остался бы 831 млрд руб. При этом внешний госдолг сократился бы на 48,7 млрд дол.

  • Замещение госкредитами внешней задолженности российских предприятий.

При этом происходит сокращение средств Стабфонда, но уменьшаются будущие расходы бюджета и платежи в целях погашения и обслуживания внешнего долга, что повышает экономическую безопасность страны и устойчивость ее финансовой системы. Стабилизационный и антиинфляционный эффекты такого использования средств Стабфонда не отличаются от эффекта досрочного погашения внешнего госдолга. Речь идет в первую очередь о «Газпроме»,«РЖД», «Транснефти» и других естественных монополиях, контролируемых государством. Именно рост тарифов на их услуги «разгоняет» инфляцию.

  • Размещение средств в иностранные активы.

В монопродуктовых странах (в первую очередь нефтеэкспортерах) снижение уязвимости бюджетных расходов и валютного курса к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры достигается путем вложения средств Стабфонда в иностранные активы.

Необязательно вывозить прямо или косвенно весь Стабфонд. Следует определить объемы иностранных и внутренних активов и получаемых от них доходов.

При этом средства следует размещать в иностранные активы обособленно от международных резервов. Сейчас ЦБ использует их как ресурс для наращивания своих иностранных активов. Доходность их составила в 2004 г.менее 1,5% в долларах, а в рублях, с учетом динамики валютного курса, была отрицательной. Учитывая инфляцию доллара, Банк России бесплатно кредитует иностранные правительства. Но и эти доходы поступают не в бюджет, а в общий котел доходов ЦБ, которые расходуются на его нужды, а только затем, по остаточному принципу, 80% прибыли ЦБ перечисляется в бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 508 предусмотрено вложение средств Стабфонда в долговые обязательства иностранных государств. Однако этого не следует делать Минфину, поскольку имеются прецеденты ареста средств российского правительства за рубежом. То, что средства Стабфонда не размещались в иностранные активы, может быть, избавило Россию от их арестов по искам фирмы «Нога» и ей подобных в иностранных судах. Поэтому либо Стабфонд должен получить статус независимого от правительства финансового института, подобного Центробанку, либо средства должны размещаться банками-агентами от своего лица.

При этом возникает коллизия между требованиями доходности, надежности и ликвидности активов. Установить эти нормативы можно, только определившись с функциями Стабфонда.

За рубежом к таковым относится выравнивание:

бюджетных расходов при колебаниях доходов;

импорта и стабилизация валютного курса при волатильности экспортных поступлений.

Что касается перераспределения части доходов от экспорта природных ресурсов в пользу будущих поколений, создания нерентных источников бюджетных доходов при прогнозируемом исчерпании запасов полезных ископаемых, то для этого создаются иные институты: Фонд будущих поколений и т. п.

Поэтому средства Стабфонда в отличие от международных резервов нужно вкладывать в высокодоходные и не обязательно государственные среднесрочные ценные бумаги, эмитированные нерезидентами с высоким рейтингом надежности. Это могут быть и акции зарубежных компаний, котировки которых растут при падении ценна нефть. Проще говоря, не надо складывать все яйца в одну корзину и размещать нефтедоллары в обязательства нефтяных компаний.

  • Инвестирование во внутренние активы, дорожающие, а не обесценивающиеся при девальвации рубля.

Речь идет о вложении средств в уставные капиталы предприятий, развивающих экспортно-ориентированные и импортозамещающие производства, а также строящих экспортные трубопроводы и электростанции. Обусловив предоставление госинвестиций сокращением внешней задолженности, можно получить тот же макроэкономический эффект, что и при погашении внешнего госдолга.

Доходы, которые мы потеряли

Среднегодовые остатки средств Стабфонда в 2004 — 2006 гг. оцениваются в 292 млрд,996 млрд и 1 трлн 796 млрд руб. К концу 2007 г. средства Стабфонда вырастут до 2 трлн 600 млрд руб. и до 3 трлн 70 млрд руб. — к концу 2008 г.

401 и 653 млрд руб. (или 0,6 и 1,1% ВВП) мог получить бюджет за 2004 — 2006 гг. и 2007 — 2008 гг. соответственно, ссужая средства Стабфонда по ставке рефинансирования 13%.

231 и 377 млрд руб. недополучит бюджет при нормативе доходности средств Стабфонда, равном стоимости обслуживания внешнего госдолга, — 7,5%.

296 и 619 млрд руб. составят потери Стабфонда исходя из темпов инфляции в 2004— 2006 гг. и 2007 — 2008 гг. соответственно.

При любом варианте потери бюджетных доходов весьма велики. Однако приведенные цифры отражают лишь прямое недополучение бюджетных средств. Потери государства вследствие снижения темпов роста доходов граждан, предприятий и бюджета можно оценить лишь на основе соответствующего варианта прогноза социально-экономического развития. Вместо разработки такого прогноза с учетом межотраслевых, межрегиональных, внешнеэкономических и технологических аспектов экономического развития мы слышим лишь рассуждения о повышении темпов инфляции в случае «растраты» средств Стабфонда.