Числом поболее, деньгами победнее

| статьи | печать

На заседании правительства министр регионального развития Владимир Яковлев подвел предварительные итоги реформы местного самоуправления. По его словам, введение переходного периода вовсе не означает отсрочку в реализации 131-го Закона.

За два года после принятия Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в стране прошли серьезные преобразования. В 2003 году в РФ существовало 11 136 муниципальных образований (МО). Сейчас в результате деления территориальных границ их стало 24 510. Наибольшее увеличение произошло в Северо-Западном федеральном округе: там из 1725 МО 1516 вновь образованных.

В Уральском федеральном округе новых МО всего 459. Хорошо это или плохо, судить трудно. Логика преобразований — чем больше муниципалитетов, тем лучше местное самоуправление — не выдерживает никакой критики. Ведь в каждом из вновь созданных муниципалитетов появились свои руководители, которые должны будут отвечать за работу поликлиник, школ, детских садов, котельных и т.д. Как это сделать при сильной ограниченности финансов, не знает никто.

Экономически «самообеспеченными», по словам Владимира Яковлева, будут только 10—15% всех муниципалитетов. В основном это областные центры и крупные города. В сельских же поселениях (около 19 тысяч) с помощью местных бюджетов можно будет выплатить только зарплату чиновникам.

Министерство регионального развития предлагает местной власти «изыскать ресурсы за счет более правильной организации финансовых потоков и усиленного контроля за расходованием бюджетных средств».

А у министра финансов Алексея Кудрина свое видение решения проблемы. По его мнению, ни в коем случае нельзя увеличивать финансовые полномочия муниципалитетов, то есть зарплата бюджетников и их количество не должны вырасти. Или, к примеру, если на балансе муниципалитета стояло энное количество дорог, то именно их и надо содержать.

Другое дело, что и сейчас финансирование дорог и поликлиник, по его словам, не осуществляется в полном объеме по нормативам расходования средств бюджетных организаций. Но это совсем не значит, что в 2006 году страна перейдет к полному финансированию всех бюджетных полномочий, тем более что подобных нормативов не существует.

Министр финансов считает, что наибольшую несбалансированность в бюджетах субъектов вызовет немуниципальная реформа, а рост зарплаты бюджетников в мае следующего года на 20%.

В регионах не согласны с такой расстановкой приоритетов, поскольку увеличение количества муниципалитетов неизбежно приведет к росту затрат.

Так, губернатор Пермской области Олег Чиркунов настаивает на том, что сохранить прежний уровень бюджетных расходов в следующем году явно не удастся: «В регионе было 40 муниципалитетов, стало 320, появилось 2 тысячи новых муниципальных чиновников, около 5 тысяч депутатов. В любом случае затраты только на их содержание вырастут не менее чем на 30%. При этом в сильных муниципалитетах мы гарантированно — налогами — оставили деньги, и их бюджетная переобеспеченность доходит до 60%. А большинство МО потеряли 20—30% своих доходов. В этом и была суть реформы — отдать деньги сильным».

Пермская область может себе позволить слабых в обиду не давать — это регион-донор, а как быть остальным?

Кроме финансовой обеспеченности муниципалитетов очень остро стоит вопрос подготовки кадров для местного самоуправления. Новую команду местных «бригадиров» необходимо научить работать, используя современные методы управления, иначе теряется весь смысл реформы.

По словам В. Яковлева, в этом году на подготовку кадров в федеральном бюджете было выделено 180 млн рублей, но до адресата они до сих пор не дошли: «Мы договорились с академиями, которые будут готовить кадры на местах. Но эта работа возможна только при условии поступления предусмотренных средств».

Острее всего проблема ощущается в сельских муниципалитетах (а их 19 тысяч из 24), где, по оценке министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, более 30% руководителей вообще не имеют высшего образования. «Надо понимать, кого мы будем иметь во власти», — замечает глава Минсельхоза.

Таким образом, на сегодняшний день к муниципальной реформе возникает больше вопросов, чем ответов. И от того, насколько быстро федеральному правительству удастся их решить, будут зависеть стабильность местного уровня власти и дальнейшее осуществление преобразований.

Прямая речь

Министр экономического развития Герман Греф:

— Опыт Мордовии — великолепный опыт, через который нужно пропускать всех глав муниципалитетов. Подготовка кадров — это главная задача, которой надо посвятить 2006 год. Если мы людей не научим, не покажем, как ЭТО надо делать, то местное самоуправление не заработает. 12 тыс. руководителей должны получить возможность пройти обучение в соответствующих центрах подготовки.

К сведению

Главы МО в 63% случаев избираются на муниципальных выборах, в 37% — путем выдвижения от представительного органа власти.

Глава сельского поселения может совмещать функции руководителя исполнительной и законодательной власти. Этой нормой намерены воспользоваться 7593 из 19 042сельских поселений.

В РФ будет около 3000менеджеров по контракту, выполняющих функции глав местных администраций, и 56 355 вновь избранных депутатов местного уровня.