Сделать шаг навстречу бизнесу: станет ли таможня сервисной службой

| статьи | печать

В 2012 г. начался очередной этап экономической интеграции на пространстве Таможенного союза — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Формируется единая таможенная территория Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Госдума 20 марта ратифицировала договор о зоне свободной торговли1. В весеннюю сессию, предположительно в мае — июне будет внесено на ратификацию в Госдуму и Соглашение о вступлении в России во Всемирную торговую организацию2. Актуальный разговор о задачах Федеральной таможенной службы, новых условиях и инициативах бизнеса по улучшению таможенного администрирования состоялся в рамках II Международной конференции «Таможня и ВЭД».

ФТС России: бизнес критикует и советует

По словам заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова, главное сегодня — «работать над созданием более комфортных условий для бизнеса». В частности, необходимо улучшить таможенное администрирование с помощью внедрения перспективных технологий.

В 2013 г. ФТС России предполагает сформировать план внедрения технологии автоматического выпуска товаров. Предстоит «перейти на полностью безбумажное декларирование и исключить таким образом возможность контакта участника внешнеэкономической деятельности с сотрудником таможенных органов, за исключением тех случаев, когда это касается системы управления рисками», унифицировать программные средства, таможенное законодательство.

Наряду с этим необходимо организовать полноценный информационный обмен и единое администрирование общих таможенных процессов. Все это, по мнению Р. Давыдова, приведет к улучшению инвестиционного климата. Работу в данном направлении ФТС России ведет совместно с представителями бизнеса. Так, в составе Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ)3 действует рабочая группа по совершенствованию таможенного администрирования (далее — рабочая группа), в которой, как отметил заместитель руководителя ФТС России, представители бизнеса составляют большинство — «бизнес критикует и советует». Представитель таможни предпочтительным считает эволюционный, а не революционный путь развития: «Европейцы шли к этому долго, а мы хотим все быстро и сейчас». Такой сложный процесс не может быть быстрым.

Таможенное администрирование: дилеммы и решения

«Экономика становится сложнее, законодательство за ней не успевает», — отметила член рабочей группы по совершенствованию таможенного администрирования, партнер, руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования «Пепеляев Групп» Галина Баландина. Она рассказала, какими, по версии АСИ, предстают четыре ключевые дилеммы (см. таблицу) — проблемы выбора между двумя возможностями, касающиеся таможенной службы, и предложила решения: одно глобальное — смену модели работы таможни (в частности, выпуск товара в обмен на финансовые гарантии) и несколько локальных. Выбранное решение требует законодательного закрепления, особенно в ситуации, когда России вступает в ВТО.

Догонит ли законодательство экономику

По мнению Г. Баландиной, вступление России во Всемирную торговую организацию — безусловно, самое значимое событие прошлого года. «Мы к нему 17 лет шли и теперь — в ожидании перемен к лучшему. Ближайшее ожидаемое событие — снижение таможенных сборов на экспорт не облагаемых ввозными пошлинами товаров до тысячи рублей». По имеющейся информации, это событие может произойти на следующей неделе.

В дальнейшем ожидается, что размер ставок при экспорте и импорте по отдельным видам товаров будет снижен с 100 000 до 30 000 руб. Г. Баландина подчеркнула, что так зафиксировано в правительственном акте: 100 000 руб. — это сегодня максимальная ставка. И есть ремарка, что будет 30 000 — начиная с даты присоединения России к ВТО. Таким образом будет выполнено требование ВТО «не превращать в формальности скрытые протекционистские меры».

Г. Баландина процитировала п. 3 ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО): «Никакая из Договаривающихся Сторон не должна налагать крупных штрафов за незначительные нарушения таможенных правил или процедурных требований. В частности, штраф за какие-либо пропуски или ошибки в таможенной документации, которые легко исправимы и явно были совершены не в целях обмана и не являются грубой небрежностью, не должен превышать размера, который необходим для того, чтобы служить только предупреждением». Представитель «Пепеляев Групп» полагает, что есть основания ожидать и соответствующих позитивных изменений в КоАП РФ.

Изменятся и правила, и принципы

Вступление России в ВТО предполагает не только следование своду определенных правовых предписаний, но и соблюдение конкретных принципов государственного управления в сфере внешней торговли. В частности, это принцип транспарентности, то есть прозрачности, стабильности и предсказуемости.

По словам Г. Баландиной, представители Минэкономразвития России обещают, что при вступлении России в ВТО законодательные нормы не будут введены в действие до тех пор, пока с ними не ознакомятся и не выскажут мнение все участники внешнеторговых отношений. Сегодня все не так. Нет системы консультаций, нет закона о лоббировании интересов бизнеса, а от открытости до полной закрытости ведомств очень короткая дистанция. Поможет ли нам ВТО в плане улучшения таможенного администрирования и будет ли это эволюционный или революционный путь, покажет время. Но уже сегодня нельзя не отметить готовность Федеральной таможенной службы «преображаться и делать шаг навстречу бизнесу».

1 Договор о зоне свободной торговли подписан 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге.

2 16 декабря 2011 г. на 8-й Министерской конференции стран — членов ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО.

3 АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» создано во исполнение поручений Председателя Правительства РФ В. Путина от 17.05.2011 № ВП-П16-3168 (п. 15) и от 27.05.2011 № ВП-П13-3511.

Ключевые дилеммы таможенного регулирования и возможные решения

Проблема

Вариант выбора


Статус таможни

Контролирующий орган

Сервисная служба

Приоритеты таможни

Доходы бюджета

Развитие торговли

Отношение таможни к бизнесу

Контрабандисты

Добросовестные предприниматели

Ответственность таможни

Перед обществом

Перед контролирующими органами (прокуратурой, счетной палатой и т.п.)

Варианты решений ключевых дилемм

Глобальное решение

Локальные решения


Смена существующей модели работы таможни (например, выпуск товара в обмен на финансовые гарантии)

Введение KPI для таможни: не доходы бюджета, а скорость, издержки, процедура прохождения таможни



Активное участие бизнеса в изменении таможенного законодательства



Развитие института экономического оператора



Изменение системы уплаты таможенных платежей



Электронное декларирование



Введение адекватных мер за нарушение правил таможни



Создание системы околотаможенной инфраструктуры



Решение проблемы неоправданного исключения таможенных представителей из реестра


к сведению

В подтверждение слов участников конференции о вступлении в силу законодательных норм можно привести недавнее постановление КС РФ от 27.03.2012, вынесенное по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 07.95 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Поводом для обращения в КС РФ стали положения Таможенного кодекса Таможенного союза, которые по решению совета ЕврАзЭС применялись уже на следующий день после подписания — с 1 июля 2010 г. В то же время п. 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Федеральный закон от 15 07.95 № 101-ФЗ, закрепляя обязательность официальной публикации вступивших в силу международных договоров, не указывает, что это необходимо и в отношении временно применяемых международных договоров.

В результате отсутствует возможность своевременного доступа к полной и достоверной информации о содержании подобных договоров. А это несовместимо с конституционными обязанностями государства по защите прав и свобод граждан.

Теперь законодателям надлежит в трехмесячный срок установить порядок официального опубликования таких норм. Кроме того, все имеющиеся договоры в указанный срок должны быть официально опубликованы. По истечении названного срока официально не опубликованные международные договоры РФ применению не подлежат.