Систему управления РСА ждет реформа

| статьи | печать

На 7 июня назначено общее годовое собрание членов РСА, на котором впервые с 2003 г. состоятся реальные выборы членов президиума союза.

В конце марта на внеочередном собрании члены РСА почти единогласно (при двух воздержавшихся) проголосовали за реформирование системы управления союзом. На июньском собрании президиум будет избран по новой системе. Так, десять голосов получат компании из топ-10 по сборам премий, семь мест достанется страховщикам, занимающим по сборам 11—30-е места, еще три отойдут компаниям, не вошедшим в топ-30. Как и прежде, по одному месту в президиуме РСА получат представители МВД, Минтранса, Минфина и ФСФР. Одно место займет президент союза. Сейчас в президиум РСА из числа страховых компаний входят только лидеры рынка.

Система уплаты взносов, вероятно, тоже изменится. Предложения на эту тему готовит рабочая группа РСА, в которую входят представители Минфина, ФСФР и страховых компаний. Сегодня лидеры рынка имеют больше голосов при голосовании, но и суммы взносов у них намного выше, чем у мелких страховщиков.

Дискуссия о дальнейшей судьбе РСА началась еще в январе, как только появились первые признаки недобросовестной конкуренции в сфере ОСАГО и техосмотра со стороны «Росгосстраха», поддержанного правлением РСА (что вызывало резкую критику со стороны остальных страховщиков и едва не стоило Павлу Бунину должности председателя союза). Глава страховой компании «ЮЖУРАЛ-АСКО» и президент союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение» Аркадий Любавин заявил по поводу намеченных на 7 июня выборов: «Хотя избираться будет только десять человек из 20, сам по себе этот факт мне представляется важным по двум причинам. Во-первых, президиум сегодня имеет широчайшие полномочия в управленческой структуре РСА и реализует их последние годы в очень интенсивном режиме. Во-вторых, в связи с долгожданным включением (после выборов) в состав президиума представителей компаний, занимающих места после первой десятки, можно спрогнозировать возможную корректировку курса внешней и внутренней политики союза». Он отметил три пункта, требующих изменений:

  • практика «ОСАГО + техосмотр» — страховщики и станции техобслуживания не должны провоцировать клиентов нарушать закон;
  • система ПВУ должна стать безальтернативной;
  • в случае увеличения лимитов выплат по Европротоколу надо ввести в закон норму об обязательном представлении автомобиля виновника для осмотра в целях противодействия мошенничеству.

В сфере внутренней деятельности РСА страховщики хотят видеть финансовую и управленческую прозрачность. Для этого предлагается обязать президиум публиковать в закрытой зоне сайта протоколы заседаний и дать региональным страховщикам (по желанию) возможность участвовать в обсуждениях дистанционно. Финансовую деятельность союза следует более внимательно контролировать на тему обоснованности затрат. Для улучшения ситуации с потенциальными банкротами регулятор должен оперативно реагировать на резкие изменения (возрастание) количества жалоб, а рабочие руки для этого высвободить за счет уменьшения проверок тех страховщиков, в отношении которых количество жалоб страхователей невелико.

Помимо вопросов управления союзом важной задачей для членов РСА является работа по улучшению системы ОСАГО. Как отмечают автовладельцы, в системе «ОСАГО + техосмотр» в настоящее время коррупция «сползла» от представителей ГИБДД к «пенсионерам, подрабатывающим в качестве страховых агентов». Именно страховые агенты, по данным Федерации автовладельцев России, зачастую продают полисы ОСАГО в комплекте с талонами ТО. Хотя сам факт существования техосмотра не влияет на аварийность, большинство автовладельцев уверено, что власти «не откажутся от такой кормушки» (цитаты из обсуждений проблемы техосмотра на различных форумах). Вопрос только в том, какую форму она в конце концов примет. На 24 апреля в Госдуме назначено рассмотрение поправок в Закон об ОСАГО, которые внесли депутаты Наталья Бурыкина и Владислав Резник. Свои предложения по улучшению системы «ОСАГО + техосмотр» готовят и в РСА. Тем временем автовладельцы сходятся во мнении, что нынешняя система покупки пустого талона ТО у «бабушки — страхового агента» неправильна с точки зрения закона, но вполне удобна.