Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по налогу на добавленную стоимость («ЭЖ-Досье», № 50, 2005 г.)

| статьи | печать

(Письмо ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886)*

В целях применения статьи 165 Кодекса:

В каком порядке должно производиться доначисление налога на добавленную стоимость, в случае если в ходе проведения камеральной проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов установлено: неисчисление налогоплательщиком налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, по истечении180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта; неисчисление сумм налога на добавленную стоимость с денежных средств, полученных в счет предстоящих поставок товаров в режиме экспорта?

Согласно положениям пункта 9 статьи 165 Кодекса, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил документы (их копии), предусмотренные в пунктах 1—4статьи 165 Кодекса, операции по реализации товаров(выполнению работ, оказанию услуг), указанных в подпунктах 1—3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 Кодекса в случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, не собран на 181-й день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по товарам (работам, услугам), указанным в подпунктах 1—3 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 Кодекса.

В связи с этим, если налоговым органом при проведении проверки обоснованности применения налоговой ставки 0процентов и налоговых вычетов установлено неисчисление налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (далее — НДС) по операциям реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, по истечении 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, налоговый орган вправе доначислить НДС с операций по реализации данных товаров.

При этом, учитывая, что НДС с указанных операций подлежит доначислению за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров, а трехмесячный срок, установленный для проведения камеральной проверки и проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, исчисляемый со дня представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации, истек, доначисление НДС в указанном случае должно производиться в рамках выездной налоговой проверки.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153—158 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара. При этом пункт 1 статьи 487 Гражданского кодекса определяет предварительную оплату как оплату товара полностью или частично до передачи продавцом товара покупателю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Следовательно, для целей исчисления НДС авансовыми и иными платежами, полученными в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиками от покупателей указанных товаров до момента их отгрузки.

Исходя из смысла положений раздела 8 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 № 1356, товар считается экспортным после принятия таможенным органом при таможенном оформлении решения о выпуске товаров, которое оформляется путем проставления на грузовой таможенной декларации (таможенной декларации) штампа «Выпуск разрешен».

Таким образом, для целей определения налоговой базы по НДС при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, датой отгрузки (передачи) товара будет считаться дата выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, указанная в штампе «Выпуск разрешен», проставленном на грузовой таможенной декларации (таможенной декларации).

Следовательно, денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары от иностранного покупателя до даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта, увеличивают налоговую базу налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса.

С учетом изложенного установление налоговым органом при проведении проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов неисчисления налогоплательщиком НДС с авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров, налоговый орган вправе в соответствии с подпунктом 1 пункта 1статьи 162 Кодекса включить суммы авансовых платежей, полученных до даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта, в налоговую базу по НДС за тот налоговый период, в котором они были получены.

При этом если за налоговый период, в котором были получены авансовые платежи, установленный трехмесячный срок проведения камеральной проверки и проверки обоснованности применения налоговой ставки0 процентов и налоговых вычетов, исчисляемый со дня представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации, не истек, то НДС с указанных операций подлежит доначислению в рамках указанных проверок. В случае если указанные проверки за данный налоговый период не могут быть проведены в связи с истечением установленного срока их проведения, доначисление НДС должно производиться в рамках выездной налоговой проверки.

(Письмо ФНС России от 08.07.2005 № 03-2-03/1155/15)

В целях применения статьи 169 НК РФ:

Организация по приобретенным товарам (работам, услугам) имеет счета-фактуры, заверенные факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организации. Возможно ли применить налоговый вычет по сумме налога, предъявленной поставщиком и уплаченной покупателем по принятым к учету товарам (работам, услугам) при наличии указанных счетов-фактур?

Гражданские правоотношения регулируются актами гражданского законодательства Российской Федерации.

Налоговые правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 169 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном вышеуказанной главой Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914,покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

При этом счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

В частности, пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. При этом данная статья Кодекса не представляет возможности использования факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

Таким образом, налогоплательщик (покупатель) согласно вышеуказанной норме Кодекса не вправе регистрировать в книге покупок выставленные продавцом счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения.

В связи с изложенным налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, заверенного факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организации.

(Письмо ФНС России от 07.04.2005 № 03-1-03/557/11)

Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что при выставлении счетов-фактур индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве предпринимателя до 01.01.2004, согласно ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» должна быть внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Регистрирующий орган выдает документ, подтверждающий факт внесения записи в Государственный реестр.

Реквизиты какого документа о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, зарегистрированного до 1 января 2004 г., должны указываться предпринимателем в счете-фактуре, выставленном после 1 января 2005 г.?

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 вышеуказанной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом.

Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что при выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Под реквизитами свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя понимаются данные, которые позволяют точно идентифицировать налогоплательщика.

С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2003 № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Федеральный закон).

Статьей 3 Федерального закона установлено, что физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до вступления в силу данного Федерального закона, обязаны до 1 января 2005 года пройти перерегистрацию в регистрирующем органе по месту своего жительства.

Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, вносится регистрирующим органом в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2005 года, является «Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года».

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2004 года и прошедшие перерегистрацию в соответствии со статьей3 вышеуказанного Федерального закона, с 1 января2005 года при выставлении в адрес своих покупателей счетов-фактур должны указывать реквизиты «Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до1 января 2004 года».

(Письмо ФНС России от 14.06.2005 № 03-1-03/993/11)

В каком порядке должны заполнять счета-фактуры налогоплательщики, определяющие налогооблагаемую базу в соответствии с пунктом 4 стать и154 Кодекса по реализуемой сельскохозяйственной продукции, закупаемой у физических лиц (не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость), по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383?

В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Кодекса при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 № 383 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

В счете-фактуре, оформляемом при реализации такой продукции, в графе 7 указывается ставка налога на добавленную стоимость (18/118 или 10/110) с пометкой «смежценовой разницы», в графе 8 — сумма налога, исчисленная в вышеуказанном порядке, и в графе 9 — стоимость реализуемой сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

(Письмо ФНС России от 28.06.2005 № 03-1-03/1114/13)

Организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через свои обособленные подразделения, счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выписываются покупателям обособленными подразделениями организации от имени организации. Какой КПП надлежит указывать организации в счетах-фактурах?

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Требования к оформлению счетов-фактур изложены в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса, а также в Приложении № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914) (далее — Правила).В случае если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, счета-фактуры оформляются в следующем порядке:

счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;

нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации.

Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения; журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость.

Порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.

Таким образом, в случае если организации реализуют товары (выполняют работы, оказывают услуги) через свои обособленные подразделения, то счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выписываются покупателям обособленными подразделениями организации от имени организации. При этом в строке 2б счета-фактуры, в которой на основании установленного порядка указывается индивидуальный номер налогоплательщика и его код причины постановки на учет (КПП), должен указываться КПП соответствующего обособленного подразделения.

(Письмо ФНС России от 06.07.2005 № 03-1-04/1166/13)

Как правильно отразить суммы НДС в счете-фактуре и книге продаж в следующих случаях:

а) в январе 2005 г. покупателем от поставщика получен счет-фактура № 1 от 30.01.2005 на сумму118 руб., в том числе НДС — 18 руб. Товар оприходован, оплачен, оригинал счета-фактуры в наличии и по налоговой декларации за январь сумма налога в размере 18 руб. принята к вычету.10 марта 2005 г. поставщик извещает покупателя о том, что стоимость товара, отгруженного в январе, составляет не 118 руб., а 98,33 руб., в том числе НДС— 15 руб. Одновременно поставщик направляет покупателю измененный счет-фактуру, датировав изменения 10 марта 2005 г.

Должен ли покупатель представить уточненную налоговую декларацию за январь с уменьшением налоговых вычетов, применив их соответственно в размере 15 руб. за март 2005 г.? Каковы действия продавца в данной ситуации: должен ли он представить уточненную налоговую декларацию за январь 2005 г.с уменьшением суммы налога на 3 рубля?

б) В январе 2005 г. покупателем от поставщика получен счет-фактура № 1 от 30.01.2005 на сумму 118руб., в том числе НДС — 18 руб. Товар оприходован, оплачен, оригинал счета-фактуры в наличии, и по налоговой декларации за январь сумма налога в размере 18 руб. принята к вычету.10 марта 2005 г. поставщик извещает покупателя о том, что стоимость товара, отгруженного в январе, составляет не 118 руб., в том числе НДС — 18 руб., а137,66 руб., в том числе — 21 руб. Одновременно поставщик направляет покупателю измененный счет-фактуру, датировав изменения 10 марта 2005 г.

Должен ли покупатель представить уточненную налоговую декларацию за январь с уменьшением налоговых вычетов, применив их соответственно в размере 21 руб. за март 2005 г.? Каковы действия продавца в данной ситуации: подлежит ли увеличению налоговая база по реализованным в январе товарам для исчисления НДС за январь 2005 г.?

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) выставляются покупателю счета-фактуры не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса перечислены все обязательные реквизиты, которые должен сдержать правильно оформленный счет-фактура.

В соответствии с пунктом 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000№ 914 (далее — Правила), счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

В случае если продавец товаров (работ, услуг) допустил ошибки или указал неверные сведения в выставленном им счете-фактуре, то он вправе в данный счет-фактуру внести исправления в порядке, установленном пунктом 29 Правил.

Согласно указанному пункту исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Таким образом, до внесения продавцом исправлений, заверенных подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя и печатью организации с указанием даты внесения исправления, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут служить основанием для подтверждения налоговых вычетов и соответственно не могут регистрироваться в книге покупок.

Из вопроса «а» следует, что поставщик товара внес10 марта 2005 г. исправления в счет-фактуру № 1 от30.01.2005. Исправления касались уменьшения стоимости товара и суммы НДС. Товар покупателем оплачен и сумма налога, указанная в счете-фактуре, принята покупателем к вычету в налоговом периоде за январь.

В данной ситуации право на применение налоговых вычетов у покупателя, получившего 10 марта 2005 г. исправленный счет-фактуру, возникает не ранее 10 марта 2005 г.

При этом покупатель должен зарегистрировать счет-фактуру № 1 от 30.01.2005 в книге покупок в том налоговом периоде, в котором данный счет-фактура с внесенными в него исправлениями получен от продавца товаров.

Также следует иметь в виду, что если покупатель до внесения продавцом исправлений зарегистрировал счет-фактуру № 1 от 30.01.2005 в книге покупок в предыдущих налоговых периодах, то в этой книге покупок необходимо на полную сумму налога, указанного в соответствующих графах книги покупок, произвести исправительную запись, заверив ее подписью руководителя организации и печатью, с указанием даты внесения исправлений.

Согласно пункту 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Таким образом, налогоплательщик-покупатель в случаев несения продавцом исправлений в счет-фактуру, зарегистрированный им в книге покупок, должен представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором были внесены изменения в цену договора, т.е. за январь месяц, уменьшив в ней налоговые вычеты на полную сумму налога на добавленную стоимость, указанную в исправленном счете-фактуре.

Продавец товара также представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за январь месяц, в которой налоговая база и исчисленная сумма налога на добавленную стоимость отражаются с учетом внесенных в счет-фактуру исправлений.

При этом следует обратить внимание на то, что в случае если разница между первоначальной стоимостью товаров (включая НДС) и стоимостью товаров с учетом внесенных в счет-фактуру исправлений не возвращена покупателю, то указанная сумма подлежит включению в налоговую базу продавца в соответствии со статьей 162 Кодекса.

В случае если продавец товаров увеличивает ранее указанную им в счете-фактуре № 1 от 30.01.2005 стоимость товара (вопрос «б»), то порядок представления уточненной налоговой декларации по НДС как покупателем, так и продавцом, а также внесения исправлений в книгу покупок аналогичен вышеизложенному.

(Письмо ФНС России от 20.07.2005 № 03-1-03/1234/8)

Согласно пункту 6 статьи 169 Кодекса счета-фактуры имеют право подписывать иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Возможно ли изменение и (или) дополнение реквизитов счета-фактуры «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер», а именно следует ли в счете-фактуре указывать должность лица, непосредственно его подписавшего?

Будет ли счет-фактура, в котором указан дополнительный реквизит «Должность лица, его подписавшего», считаться составленным с нарушением требований пункта 6 статьи 169 Кодекса?

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса перечислены все обязательные реквизиты, которые должен сдержать правильно оформленный счет-фактура.

Так, согласно пункту 6 счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Таким образом, требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 169 Кодекса, считаются выполненными, если при выставлении счета-фактуры он будет подписан руководителем и главным бухгалтером организации — налогоплательщика налога на добавленную стоимость либо иным лицом, уполномоченным на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

При этом предусмотренные Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914, такие реквизиты счета-фактуры, как «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер», являются формализованными показателями.

Данные реквизиты применяются и в случае подписания счета-фактуры иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Учитывая вышеизложенное, изменение и (или) дополнение реквизитов счета-фактуры «Руководитель организации» и «Главный бухгалтер» Кодексом не предусмотрено.

Вместе с тем следует отметить, что в случае если счет-фактура подписан уполномоченным лицом с указанием непосредственно его должности, то такой счет-фактуру не следует рассматривать как составленный с нарушением требований пункта 6 статьи 169 Кодекса.

(Письмо ФНС России от 20.05.2005 № 03-1-03/838/8)

В целях применения статьи 170 НК РФ:

Вправе ли российская организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации?

Согласно статье 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В статье 150 Кодекса указан исчерпывающий перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) при ввозе их на территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога, фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров, в том числе основных средств, в случае их ввоза лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.

С учетом изложенного суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе основных средств на территорию Российской Федерации лицами, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости приобретенных основных средств.

(Письмо ФНС России от 07.04.2005 № 03-1-03/553/10)

*Продолжение. Начало см. в № 48, 49 «ЭЖ Досье».

Окончание см. в следующем номере «ЭЖ Досье»