Исчисление транспортного налога в 2006 году

| статьи | печать

Законом от 20.10.2005 № 131-ФЗ в главу 28 «Транспортный налог» НК РФ были внесены поправ­ки, которые вступают в силу с 1 января 2006 года. О них и пойдет речь в данном материале.

Первое, что сделали законодатели, это лишили мест­ные власти формального права определять форму отчет­ности по транспортному налогу. В принципе в настоящее время повсеместно и так применяется форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 29.12.2003 № БГ-3-21/724 «Об ут­верждении формы налоговой декларации по транспорт­ному налогу и инструкции по ее заполнению», а не мест­ные формы. Тем не менее теперь форма декларации по транспортному налогу будет утверждаться Министерст­вом финансов РФ. Об этом сказано в ст. 363.1 НК РФ, но­вой статье, которой дополнена глава 28 НК РФ.

Что касается определения ставки налога (в пределах, установленных ст. 361 НК РФ), порядка и сроков его упла­ты, то, как и прежде, эта прерогатива находится в компе­тенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Плательщики налога, объект налогообложения, налого­вая база и налоговые ставки остались те же, а вот ст. 360 НК РФ претерпела кардинальные изменения —для налогопла­тельщиков, являющихся организациями, установлены от­четные периоды: первый, второй и третий кварталы календарного года. Соответственно и ст. 362 НК РФ была допол­нена п. 2.1 следующего содержания: налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного пери­ода в размере одной четвертой произведения соответству­ющей налоговой базы и налоговой ставки.

Правда, и до настоящего времени, вводя транспорт­ный налог, законодательные (представительные) органы некоторых субъектов РФ самостоятельно установили от­четные периоды и обязанность налогоплательщиков-ор­ганизаций уплачивать авансовые платежи, поскольку считали, что согласно ст. 356 НК РФ имеют право определять порядок и сроки уплаты транспортного налога.

Однако Минфин РФ в своем Письме от 13.05.2005 № 03-06-04-04/23 разъяснил, что региональные власти не имеют права устанавливать отчетные периоды по этому налогу и обязанность перечислять по нему авансовые платежи в те­чение календарного года. А значит, и взыскивать пени за просрочку уплаты авансовых платежей на законном осно­вании местные налоговые органы права не имеют.

В указанном документе специалисты Минфина России отметили следующее. Субъекты РФ вправе определить сроки уплаты авансовых платежей по региональному на­логу и соответствующие сроки представления налогопла­тельщиками расчетов по авансовым платежам по налогу только в случае, когда такое право прямо предусмотрено Кодексом. Поскольку в ст. 360 НК РФ отчетные периоды по транспортному налогу не предусмотрены, то устанав­ливать их самостоятельно регионы не могут. Это правило касается и авансовых платежей. Таким образом, транс­портный налог нужно перечислять лишь по итогам нало­гового периода, то есть календарного года. В случае когда региональные власти предусмотрели в местных зако­нах авансовые платежи, то начислять пени за их несвое­временную уплату налоговые органы не вправе.

Теперь же начиная с 1 января 2006 года для организа­ций — плательщиков транспортного налога обязанность по уплате авансовых платежей указана в самом Кодексе, что позволяет на законном основании взыскивать с нера­дивых налогоплательщиков пени за просрочку авансовых платежей по транспортному налогу.

Начиная с 2006 года в течение налогового периода все налогоплательщики, являющиеся организация­ми, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. Об этом сказано в новой редакции п. 2 ст. 362 НК РФ.

Что здесь имеется в виду? Видимо, право местных зако­нодателей освобождать по своему усмотрению от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу какие-ли­бо категории налогоплательщиков. Например, ст. 362 НК РФ дополнена новым пунктом (6) следующего содержа­ния: законодательный (представительный) орган субъек­та РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Обратите внимание, что, если в местном законе не уста­новлены отчетные периоды и обязанность налогоплатель­щиков-организаций уплачивать авансовые платежи, это во­все не означает, что их не нужно платить. В этом случае дей­ствует общий порядок, прописанный в главе 28 НК РФ, который обязывает организации, являющиеся плательщика­ми транспортного налога, представлять квартальную отчет­ность и уплачивать авансовые платежи по нему.

Так, например, согласно Закону г. Москвы от 23.10.2002 № 48 «О транспортном налоге» в столице отчетные перио­ды не установлены, так же как и обязанность налогопла­тельщиков-организаций уплачивать авансовые платежи. Тем не менее поскольку записи об этом Закон не содержит, то, по мнению автора, для московских налогоплательщи­ков действуют общие правила Кодекса, которые обязывают организации уплачивать авансовые платежи по транспорт­ному налогу.

А теперь рассмотрим на примерах, как рассчитать сум­му авансового платежа по транспортному налогу налого­плательщикам-организациям.

Пример 1

ЗАО «Крона» имеет в собственности легковой авто­мобиль мощностью двигателя 105 л. с. Региональ­ная ставка налога по такому виду транспортных средств равна базовой и составляет 7 рублей в год за каждую лошадиную силу мощности двигателя.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу за первый квартал 2006 года с этого автомобиля рассчи­тывается организацией следующим образом:

7 руб. х 105 л. с. :4= 184 руб.

8 случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисле­ние суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в на­логовом (отчетном) периоде. Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Пример 2

Общественная организация «Варта» приобрела в собственность легковой автомобиль мощностью двигателя 78 л. с. Транспортное средство было заре­гистрировано 17 февраля 2006 года. Региональная ставка налога по такому виду транспортных средств равна базовой и составляет 5 рублей в год за каж­дую лошадиную силу мощности двигателя.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу за первый квартал 2006 года с этого автомобиля рассчи­тывается организацией следующим образом:

5 руб. х 78 л. с.: 4 х 2 мес.: 3 мес. = 65 руб.

В случае регистрации и снятия с регистрации транс­портного средства в течение одного календарного меся­ца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по ито­гам налогового периода, исчисляется в отношении каж­дого транспортного средства, как и прежде, путем умно­жения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При этом налогоплательщики, являющиеся орга­низациями, уменьшают ее на суммы авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Пример 3

На протяжении 2006 года 000 «Марта» имеет в соб­ственности легковой автомобиль мощностью двига­теля 170 л. с. Региональная ставка налога по такому виду транспортных средств равна базовой и состав­ляет 10 рублей в год за каждую лошадиную силу мощности двигателя.

Сумма авансовых платежей по налогу за первый, второй и третий кварталы 2006 года составила 1275 руб. (10 руб. х 170 л. с.: 4 х 3 кв.).

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (года), с этого ав­томобиля за 2006 год рассчитывается организацией следу­ющим образом:

10 руб. х 170 л. с. - 1275 руб. = 425 руб.

Налогоплательщики — организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей по нему самостоятельно. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транс­портных средств в порядке и сроки, установленные зако­нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога для на­логоплательщиков, являющихся организациями, не мо­жет быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, то есть 1 февраля года, следующего за ис­текшим налоговым периодом.

Так, например, в столице уплата налога налогопла­тельщиками, являющимися организациями, производит­ся не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим (ст. 8 Закона г. Москвы от 23.10.2002 № 48 «О транспорт­ном налоге»).

Следует помнить, что при уплате налога и сбора с на­рушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, преду­смотренных НК РФ (п. 2 ст. 57 НК РФ).

Обратите внимание, что согласно ст. 6.1 НК РФ в случа­ях, когда последний день срока, установленного законо­дательством о налогах и сборах, падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следу­ющий за ним рабочий день.

Кстати, это правило касается не только сроков уплаты налогов и сборов, но и любых других сроков, установлен­ных законодательством о налогах и сборах, например сроков подачи декларации.

Согласно новой ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахо­ждения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Организации, уплачивающие в течение налогово­го периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода теперь будут представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств еще и налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Его форма также должна быть утверждена Ми­нистерством финансов Российской Федерации. Налого­вые расчеты по авансовым платежам по налогу представ­ляются налогоплательщиками в течение налогового пе­риода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Обратите внимание, что расчет по авансовым плате­жам по транспортному налогу заполняется не нарастаю­щим итогом. Это означает, что при определении величи­ны авансового платежа по итогам каждого отчетного пе­риода авансовые платежи, исчисленные за предыдущий отчетный период, не учитываются.

Только по итогам налогового периода (календарного года) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ). Кстати, аналогич­ный принцип заложен в главе 30 НК РФ «Налог на имуще­ство организаций» и главе 31 НК РФ «Земельный налог».

Следует иметь в виду, что организации, которые осво­бождены согласно региональному законодательству от уплаты транспортного налога, также обязаны представ­лять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) по этому налогу.

Это обусловлено тем, что даже если местный закон и устанавливает льготы по транспортному налогу для от­дельных категорий налогоплательщиков, он все равно не выводит те или иные транспортные средства из объектов налогообложения и соответственно не освобождает организации от обязанностей налогоплательщиков. Поэтому организации, освобожденные от уплаты транспортного налога, должны представлять в налоговые органы нало­говые декларации (расчеты по авансовым платежам) по этому налогу в общеустановленном порядке.

Коммерческие организации, не применяющие специ­альные режимы налогообложения, в зависимости от при­нятой ими учетной политики включают суммы транспорт­ного налога (авансовых платежей по налогу) в состав рас­ходов по обычным видам деятельности или в состав про­чих операционных расходов.

В бухгалтерском учете эти расходы соответственно от­ражаются по дебету счетов учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44) или по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 68 «Расче­ты по налогам и сборам».

Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Россий­ской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Транспортный налог не указан в составе расходов, не учиты­ваемых при определении базы по налогу на прибыль (ст. 270 НК РФ), следовательно, в налоговом учете суммы этого налога (авансовых платежей по налогу) включаются в состав прочих расходов и в полном объеме учитываются при исчислении налога на прибыль.

Что касается некоммерческих организаций (НКО), то сум­му транспортного налога они уплачивают за счет целевых поступлений. В смете сумму налога можно включать от­дельной строкой, а можно — по статье «Прочие расходы».

Если автомобиль используется некоммерческой органи­зацией исключительно для осуществления предпринима­тельской деятельности, то сумму налога (сумму авансового платежа) ей, так же как и коммерческой организации, сле­дует учитывать в составе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В ситуации, когда НКО использует транспорт как в ус­тавной некоммерческой деятельности, так и в предпри­нимательской, налоговая служба придерживается мне­ния, что налог следует уплачивать за счет целевых средств, поскольку распределение его суммы между не­коммерческой и коммерческой деятельностью налого­вым законодательством не предусмотрено.

По мнению автора, в такой ситуации сумму транспорт­ного налога следует учесть в составе общехозяйственных расходов и как в бухгалтерском учете, так и в целях исчис­ления налога на прибыль распределить пропорциональ­но доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления. Это объясняется следующим.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщи­ка, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределя­ются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.

Поскольку средства целевого финансирования и целе­вые поступления в терминологии ст. 251 НК РФ являются «доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы», то при распределении расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, под суммарным объемом всех доходов некоммерческой организации следует понимать как дохо­ды от продаж, так и суммы целевых средств.

Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль общие расходы, в том числе и сумма транспортного нало­га, распределяются некоммерческой организацией про­порционально доле дохода от предпринимательской де­ятельности в суммарном объеме всех ее доходов, вклю­чая целевые поступления.

Такая позиция не бесспорна хотя бы потому, что к до­ходам в целях 25-й главы НК РФ относятся: доходы от ре­ализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ).

Между тем далее в Кодексе появляются «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». Поэто­му некоммерческим организациям следует отстаивать свое право на уменьшение налога на прибыль за счет об­щих расходов, поскольку уже седьмой год в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ «все неустранимые сомнения, противо­речия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Кроме того, в главе 25 НК РФ имеется и специальная статья 321.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», которая в целях налогооб­ложения позволяет бюджетным учреждениям принимать отдельные виды общих расходов в уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, про­порционально их объему в общей сумме доходов (вклю­чая средства целевого финансирования). Это еще один аргумент в пользу того, что к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся и средства целевого финансирования.

Формально нормы ст. 321.1 НК РФ касаются только бюджетных учреждений, а как же остальные? Давайте разберемся.

Под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, соци­ально-культурных, научно-технических и иных функций не­коммерческого характера, деятельность которой финанси­руется из соответствующего бюджета или бюджета государ­ственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно ГК РФ все юридические лица делятся на ком­мерческие и некоммерческие организации. Любое учреж­дение в соответствии со ст. 120 ГК РФ — это некоммерческая организация, следовательно, бюджетное учреждение явля­ется разновидностью некоммерческой организации.

Поскольку законодательство о налогах и сборах осно­вывается на признании всеобщности и равенства налого­обложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), а бюджетные учреждения являются разновидностью некоммерческих организаций, то НКО, не являющиеся бюджетными учреждениями, по мнению автора, могут действовать по аналогии — распре­делять общие расходы пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объе­ме всех своих доходов, включая целевые поступления.

Для физических лиц, на которых в соответствии с зако­нодательством РФ зарегистрированы транспортные сред­ства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ, с введением рассматриваемых поправок ничего не изменилось. Им, как и раньше, налог исчисля­ется налоговыми органами. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается физическо­му лицу налоговым органом в срок не позднее 1 июня то­го года, за который начисляется налог.