Учет на предприятиях со сложной структурой

| статьи | печать

Количество предприятий со сложной структурой постоянно растет. Это такие предприятия, которые с экономической точки зрения представляют собой единый хозяйственный комп­лекс, а с юридической состоят из нескольких организаций юридических лиц. Причем такая структура может быть дополнена индивидуальными предпринимателями физиче­скими лицами. Бухгалтерия сложного предприятия вынуждена вести регламентированный учет (бухгалтерский и налоговый) одновременно в каждой из этих организаций. В компьюте­ризированном учете часто одну и ту же информацию приходится вводить повторно для отражения в учете разных организаций. Поэтому интерес представляют системы автоматизи­рованного учета, которые позволяли бы исключить излишний объем учетной работы.

Создание таких сложных структур может быть обуслов­лено несколькими причинами, например потребностями рациональной организации бизнеса с делегированием от­ветственности на более низкий уровень управления, необ­ходимостью получения различных прав и льгот. Однако чрезмерное количество юридических и физических лиц ус­ложняет как текущую учетную работу, так и подготовку и сдачу регламентированной отчетности контролирующим государственным органам. Изящное решение указанной проблемы реализовала фирма «1С» в программах нового поколения системы «1С:Предприятие 8.0». Одна из них — «1С:Бухгалтерия 8.0».

Перечень юридических и физических лиц, входящих в состав холдинга, указывается пользователем в информаци­онной базе программы. Причем в «1С:Бухгалтерии 8.0» пре­дусмотрено, что в одних организациях может использовать­ся общая, а в других — упрощенная система налогообложе­ния. Может различаться учетная политика бухгалтерского и налогового учета, а отдельные виды деятельности могут об­лагаться единым налогом на вмененный доход. В частном случае в составе предприятия как хозяйственного комплек­са можно указать только одно юридическое лицо.

В текущей учетной работе используются единые спра­вочники, а данные хозяйственной деятельности разделяют­ся по организациям, когда это действительно необходимо. Такой подход существенно сокращает объем учетной рабо­ты, так как исключает повторный ввод информации.

Хозяйственные события привязываются к конкретной организации и регистрируются вводом документов в ин­формационную базу от лица этой организации. При авто­матизированном заполнении документов пользователю доступны общие для всех организаций списки товаров, складов, деловых партнеров, списки некоторых других учетных объектов.

Кроме того, в программе предусмотрен автоматический контроль за действиями пользователя. Так, если документ поступления товаров на склад предприятия был оформлен от лица одной организации, то оформить отгрузку этих то­варов от лица другой организации уже не удастся: програм­ма «увидит», что товары числятся за первой организацией. Но при необходимости пользователь может оформить от­грузку именно от лица второй организации, отключив про­граммный контроль. Естественно, что после оформления отгрузки он будет должен задним числом зарегистрировать в информационной базе передачу товаров из первой орга­низации во вторую.

Создание таких сложных структур может быть обуслов­лено несколькими причинами, например потребностями рациональной организации бизнеса с делегированием от­ветственности на более низкий уровень управления, необ­ходимостью получения различных прав и льгот. Однако чрезмерное количество юридических и физических лиц ус­ложняет как текущую учетную работу, так и подготовку и сдачу регламентированной отчетности контролирующим государственным органам. Изящное решение указанной проблемы реализовала фирма «1С» в программах нового поколения системы «1С:Предприятие 8.0». Одна из них — «1С:Бухгалтерия 8.0».

Перечень юридических и физических лиц, входящих в состав холдинга, указывается пользователем в информаци­онной базе программы. Причем в «1С:Бухгалтерии 8.0» пре­дусмотрено, что в одних организациях может использовать­ся общая, а в других — упрощенная система налогообложе­ния. Может различаться учетная политика бухгалтерского и налогового учета, а отдельные виды деятельности могут об­лагаться единым налогом на вмененный доход. В частном случае в составе предприятия как хозяйственного комплек­са можно указать только одно юридическое лицо.

В текущей учетной работе используются единые спра­вочники, а данные хозяйственной деятельности разделяют­ся по организациям, когда это действительно необходимо. Такой подход существенно сокращает объем учетной рабо­ты, так как исключает повторный ввод информации.

Хозяйственные события привязываются к конкретной организации и регистрируются вводом документов в ин­формационную базу от лица этой организации. При авто­матизированном заполнении документов пользователю доступны общие для всех организаций списки товаров, складов, деловых партнеров, списки некоторых других учетных объектов.

Кроме того, в программе предусмотрен автоматический контроль за действиями пользователя. Так, если документ поступления товаров на склад предприятия был оформлен от лица одной организации, то оформить отгрузку этих то­варов от лица другой организации уже не удастся: програм­ма «увидит», что товары числятся за первой организацией. Но при необходимости пользователь может оформить от­грузку именно от лица второй организации, отключив про­граммный контроль. Естественно, что после оформления отгрузки он будет должен задним числом зарегистрировать в информационной базе передачу товаров из первой орга­низации во вторую.

В программе «1С:Бухгалтерия 8.0» предусмотрено раз­граничение прав доступа, что может быть полезно при ис­пользовании сетевой версии программы с большим коли­чеством пользователей. При этом пользователю может быть предоставлено право оформлять документы только от лица определенной организации.

Сведения о работниках предприятия хранятся в инфор­мационной базе с разделением на две группы. Отдельно хранятся сведения общего характера, не связанные с вы­полнением должностных обязанностей и не привязанные к какой-либо организации (паспортные данные, семейное по­ложение и дети, права на льготы по налогообложению и т. д.), то есть сведения о работниках как о физических ли­цах. Сведения же о должности и подразделении, условиях оплаты труда хранятся с привязкой к конкретной организа­ции. Раздельное хранение сведений не создает никаких неудобств, но минимизирует учетную работу, когда работника нужно повторно оформить на работу в другую организа­цию (по совместительству): информацию о нем как о физи­ческом лице второй раз вводить не потребуется.

Обязательная (регламентированная) отчетность в про­грамме «1С:Бухгалтерия 8.0» формируется раздельно по всем организациям, входящим в состав предприятия. Стан­дартные отчеты (оборотно-сальдовая ведомость и др.), ко­торые используются для анализа хозяйственной деятельно­сти, могут формироваться как для хозяйствующего субъек­та в целом, так и раздельно по организациям. Благодаря та­кому подходу с помощью стандартных отчетов можно лег­ко и быстро получить сведения об общих остатках товаров на складах предприятия и общей задолженности делового партнера (безотносительно к тому, за какими организация­ми они числятся), общую стоимость отгруженных товаров и сумму денежных поступлений за выбранный период време­ни, общий текущий остаток наличных и безналичных де­нежных средств на счетах всех организаций и т.д.

Концепция, согласно которой предприятие может рас­сматриваться по-разному с экономической и юридиче­ской точек зрения, изначально заложена в других про­граммах системы «1С:Предприятие 8.0» («1С:Предприя-тие 8.0. Управление производственным предприятием», «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей», «1С:Зарплата и Управление персоналом 8.0»). Реализация дан­ной концепции позволяет организовать эффективный управленческий и регламентированный учет в отечествен­ных реалиях.