Инвестпрограммы утвердили «чохом»

| статьи | печать

Госдума приняла в третьем чтении проект бюджета на 2006год. Народным избранникам удалось значительно увеличить расходы на развитие экономики и социальные нужды. Но, к сожалению, они не смогли добиться от правительства расшифровки содержания основных инвестиционных программ, еще меньше ясности — с расходованием Инвестфонда.

Напомним, что под натиском парламентариев при формировании бюджета-2006 практически в два раза были увеличены ассигнования на инвестиционные цели, и теперь их общая сумма составляет 600 млрд руб. Но их усилия могут пойти прахом, если выделенные средства будут расходоваться чиновниками неэффективно, а договориться с правительством о совместном контроле пока не удается.

Минфин до сих пор не представил Госдуме список объектов капитального строительства, включенный в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), основные показатели оборонного заказа, а также полный перечень федеральных целевых программ (ФЦП).

Конкретные стройки, вошедшие в состав ФАИП, правительство пообещало показать депутатам «справочно» через две недели после принятия бюджета. Многие ФЦП, например «Энергоэффективная экономика», до сих пор находятся на стадии межведомственных согласований, и чиновники будут «догонять» ушедший вперед бюджетный процесс (хотя именно показатели тех же целевых программ должны были лечь в основу финансового плана).

Еще более туманна судьба Инвестиционного фонда, положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ № 694 от 23.11.05. Многие эксперты полагают, что это положение противоречит Бюджетному кодексу, который предусматривает единственную форму целевого обособления бюджетных средств — посредством создания целевых бюджетных фондов. Они, в свою очередь, могут формироваться только на основании законодательного акта, то есть решения Госдумы.

Хотя Минэкономразвития предполагает проводить отбор инвестиционных проектов на общую сумму70 млрд руб. с участием независимых экспертов, окончательное решение будет принимать правительство(но не парламент).

По сути, чиновники и депутаты спорят о том, кто сможет более компетентно принимать решения об инвестиционных проектах и эффективно контролировать расходование государственных ассигнований. Трудно сказать, при каком варианте транзакционные издержки бизнеса будут больше, но в любом случае нужна максимальная прозрачность, а значит, желательно участие не только законодателей, но и экспертного сообщества.

Пока же депутаты смогли лишь добиться того, что правительство будет обязано проинформировать их о проектах, достойных финансирования из Инвестфонда.

Более определенные решения депутатам удалось принять в социальной сфере: в следующем году зарплату бюджетникам повысят в два этапа: с 1 мая — на 15% и затем с 1 октября — еще на 11 (ранее увеличение предусматривалось на 20% за год).

Основные показателибюджета-2006:

5,046 трлн руб. —доходы;

4,27 трлн руб. —расходы;

776 млрд руб. —профицит.