В ожидании виртуального контакта

| статьи | печать

В правительство внесен проект Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года и на последующие годы, подготовленной совместно Министерством экономического развития и торговли и Федеральной таможенной службой. Основная задача документа — создание условий для полной прозрачности таможенного дела в России как для правительства и контролирующих структур, так и для участников торговли.

По мнению разработчиков, пора не на словах, а наделе максимально упростить формальности, развивать партнерство между таможней и бизнесом, унифицировать таможенные процедуры с Европейским сообществом, на долю которого приходится более 50% торгового оборота.

Достичь этих и других целей, считает председатель ФТС России Александр Жерихов, возможно только при широком внедрении электронного декларирования, системы анализа и управления рисками, смещения центра тяжести таможенного контроля в сторону пост аудита, а также изменении всей схемы организации таможенного оформления и контроля. Нужен переход на работу в полном соответствии с принципом Всемирной таможенной организации, то есть от тотального контроля товаров к контролю информации о них.

Новая организация работы позволит сократить время таможенного оформления до нескольких минут. Наличие предварительной информации исключает саму возможность подмены транспортных документов и какого-либо контакта участника ВЭД с таможенником.

Сердцевиной новых схем организации таможенного контроля эксперты считают использование электронного декларирования. Создана законодательная база для этого, и она действует с 1 января2004 года, но только 235 участников ВЭД пока пользуются этой системой.

Еще одна составляющая новой системы контроля —анализ и управление рисками. Здесь, по словам главного таможенника страны, мы только в начале пути.

Отказ от административного диктата и использование системы управления рисками позволят уйти от тотального досмотра, каковым он был еще полтора года назад. У наиболее развитых таможенных администраций процент фактического досмотра составляет 3—5 — максимум7%. В России же планируется к 2006—2008 годам сократить число фактических досмотров до 6—8%,что возможно только при изменении технологий контроля.

Работа по системе анализа и управления рисками предполагает обязательный пост аудит, который придаст системе организации таможенного контроля целостность и завершенность.

Без предлагаемых изменений, считают разработчики Концепции, трудно выстраивать алгоритм взаимодействия таможенных структур, бизнес-сообщества и таможенных брокеров.