Плановые и внеплановые проверки работодателей: не упустить главное («Ваш партнер-консультант», № 17, 2012 г.)

| статьи | печать

Работодателей периодически проверяют на предмет соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В каком случае работодателя уведомят о такой проверке, а в каком нет? Когда проверяющие обязаны согласовывать свои действия с органами прокуратуры, а когда проверка проводится незамедлительно? Как должно выглядеть легитимное распоряжение о проведении такой проверки? Ответы на эти и другие вопросы в статье.

Роструд проводит плановые и внеплановые проверки работодателей, руководствуясь нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). План проверок размещается на сайте Генпрокуратуры и сайтах государственных инспекций труда (ГИТ).

Плановые проверки

Планы проверок формируются в соответствии с требованиями и ограничениями, установленными ст. 9 Закона № 294-ФЗ, и с учетом положений приказа Роструда от 28.10.2010 № 455 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». По общему правилу плановые проверки хозяйствующих субъектов могут проводиться не чаще одного раза в три года.

Основанием для включения проверки в план является истечение трех лет со дня:

  • госрегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;
  • окончания последней плановой проверки;
  • начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем в отношении тех, кто осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года в периодичности, установленной Правительством РФ.

Проект плана проверок руководитель ГИТ направляет для рассмотрения в орган прокуратуры субъекта РФ. После доработки с учетом предложений прокуратуры план утверждает руководитель ГИТ и направляет в орган прокуратуры. Электронная копия утвержденного плана проверок в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, размещается на интернет-сайте ГИТ.

О плановой проверке работодателя уведомляют не позднее чем за три рабочих дня до начала проверки, направляя ему копию распоряжения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о начале плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Это распоряжение считается основанием для начала проведения проверки (см. образец). Его типовая форма утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“» (далее — приказ № 141). Одновременно должностное лицо, осуществляющее надзорно-контрольные мероприятия, направляет работодателю мотивированный запрос с требованием представить необходимые документы (их копии), если проверка документарная. Если работодатель не может представить какие-либо из указанных документов, надо дать письменные пояснения (справку) с указанием всех отсутствующих документов и причин их отсутствия в организации.

Внеплановые проверки

Общие требования к внеплановым проверкам установлены ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Особенности порядка организации и проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части предмета и оснований определены ст. 360 Трудового кодекса РФ. Так, внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:

  • истек срок исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • в инспекцию поступили обращения (заявления) граждан, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращение (заявление) работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
  • руководителем (заместителем руководителя) федеральной инспекции труда издан приказ о проведении внеплановой проверки в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Документарные и выездные проверки

Плановые и внеплановые надзорно-контрольные мероприятия осуществляются в форме документарных либо выездных проверок (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ).

При проведении плановой проверки в документарной форме в первую очередь рассматриваются документы проверяемой организации и сведения о ней, имеющиеся в органе Роструда (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений трудового законодательства, материалы дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц). При отсутствии в органе Роструда материалов и документов (или их недостаточности) проверяемому лицу направляют копию распоряжения о начале проверки и мотивированный запрос с требованием представить необходимые документы. В течение десяти рабочих дней с даты получения запроса (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ) проверяемый работодатель обязан направить в орган Роструда перечисленные документы — в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя организации/индивидуального предпринимателя (их уполномоченных представителей). При нарушении указанного требования гоструд­инспектор возбуждает в отношении виновных лиц административное производство на основании ст. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющие усомнятся в достоверности представленных сведений, работодателю направят требование о предоставлении в течение десяти рабочих дней пояснений в письменной форме. И если в результате будут установлены признаки нарушений норм трудового законодательства, инспектор вправе провести выездную проверку.

Внеплановая проверка с уведомлением работодателя…

Внеплановая проверка может проводиться в форме документарной или выездной проверки с учетом требований, установленных в ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ. Форму проведения внеплановой проверки определяет руководитель органа Роструда (его заместитель) и указывает в распоряжении о проведении проверки.

Согласно общим требованиям ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ и с учетом положений ст. 360 ТК РФ проверяемое лицо уведомляют о внеплановой проверке любым доступным способом не менее чем за 24 часа до ее начала, если проверка проводится по следующим основаниям:

а) истек срок исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;

б) имеется приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В перечисленных случаях проведение внеплановой выездной проверки без уведомления проверяемого лица — это грубое нарушение требований по организации и проведению проверок (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Результаты проверки, осуществленной без уведомления проверяемого лица, не могут быть доказательством нарушения работодателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

…и без уведомления

Не допускается предварительно уведомлять работодателя о внеплановой выездной проверке, если она проводится по основаниям, указанным в абз. 4 или 5 ст. 360 ТК РФ. А именно в случаях:

  • обращения и заявления граждан, получения информации от органов госвласти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • обращения (заявления) работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Согласовано с прокуратурой

При организации внеплановой выездной проверки работодателя проверяющие обязаны соблюдать требования ст. 10 Закона № 294-ФЗ о согласовании такой проверки с органами прокуратуры. В то же время внеплановая проверка по основанию, указанному в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ, может быть проведена незамедлительно, без согласования с прокуратурой. Речь идет о поступлении обращений (заявлений) граждан, организаций, информации от органов госвласти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников. В этом случае проверяющим необходимо известить прокуратуру в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 294-ФЗ, с учетом требований приказа Генпрокуратуры от 27.03.2009 № 93.

Таким образом, не подлежат согласованию с органами прокуратуры внеплановые документарные проверки, а также внеплановые выездные проверки по основаниям, изложенным в абз. 2, 5, 6 и 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

Оформление результатов проверок

По результатам каждой завершенной проверки проводившее ее уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда оформляет акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (типовая форма утверждена приказом № 141). В таком акте отражаются сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников, трудового законодательства. К указанному акту прилагаются предписание с требованием об устранении выявленных в ходе данной проверки нарушений, а также протокол об административном правонарушении, если административное дело возбуждено в рамках сроков проверки, установленных Законом № 294-ФЗ. В случае, когда проверяемое лицо устранило выявленное нарушение в ходе проверки, об этом в акте делается соответствующая запись.

Акт проверки оформляет уполномоченный работник территориального органа Роструда, проводивший проверку, непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один из них с копиями приложений вручают руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю работодателя, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении. При отсутствии полномочных представителей работодателя, а также при отказе проверяемого лица дать расписку акт направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок (ч. 8 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Его типовая форма утверждена приказом № 141. При отсутствии такого журнала в акте проверки делается соответствующая запись. Если журнал не отвечает установленным требованиям, запись об этом вносится в акт проверки с указанием, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.

Если в ходе документарной проверки принято решение о ее проведении в форме выездной проверки, акт оформляется по завершении выездной проверки. То есть результаты проверки во всех случаях оформляются одним актом.

Гострудинспектор, проводивший проверку, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства, обязан на основании требования ст. 17 Закона № 294-ФЗ и в рамках своей компетенции выдать предписание с указанием сроков устранения нарушений и принять меры по контролю за устранением данных нарушений. Кроме того, инспектор принимает меры для привлечения лиц, допустивших нарушения трудового законодательства, к ответственности. Предписание должно быть выдано в течение трех рабочих дней с момента установления факта нарушений. Предписание направляют заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручают под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, не позднее трех рабочих дней с момента его подписания уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда.

Виновное должностное лицо, допустившее нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному штрафу за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от года до трех лет.

При выявлении в ходе надзорно-контрольных мероприятий признаков преступлений, предусмотренных ст. 143, 145, 145.1, 318 и 319 Уголовного кодекса РФ, проверяющие направляют материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, виновных в допущенных правонарушениях.