Нехватка и изношенность техники — для строителей чепуха

| статьи | печать

Не первый год, подытоживая наличие и состояние российского парка основных строительных машин, Росстат слово в слово повторяет, что «в строительных организациях сокращается парк большинства видов строительных машин, остается высокой доля машин и механизмов с истекшим сроком службы». Верно, только к этому нужно добавить, что в парке заметно растет доля машин зарубежного производства. Возможно, поэтому среди факторов, ограничивающих производственную деятельность, нехватка и изношенность техники стоят у руководителей строительных организаций на последнем месте.

Доля машин с истекшим сроком службы у строителей велика. Особенно жаль краны на гусеничном ходу и скреперы, которым давно снится заслуженный отдых. Однако, заметим, примерно до середины прошлого десятилетия удельный вес глубоких ветеранов строительной техники нарастал (нарастал тогда и строительный бум), а затем их доля стала заметно сокращаться. Так, среди башенных кранов техники с истекшим сроком службы в 2005 г. насчитывалось 74%, а на начало этого года — «всего» 55,1%. Или, например, бульдозеры на тракторах, среди которых доля «стариков» сократилась за названный период с 57,6 до 48,6%. Ощутимо поубавилось «сверхсрочников» и среди одноковшовых экскаваторов — с 48,4% в 2003 г. до 34,7% — на 1 января 2012-го.

Словом, с разной интенсивностью, но парк основных строительных машин в последние годы с совсем старой техникой пытался распрощаться. Незаменимыми все прошлое десятилетие были только автогрейдеры с истекшим сроком службы, удельный вес которых вырос за этот период с 30,5 до 51,6%. Но и у них за прошлый год все-таки произошло сокращение на 0,5 п.п.

Другое дело, прав Росстат, что выбытие изношенной техники не восполнялось приобретением новых колес, гусениц и стрел. Насколько сократился парк основных строительных машин за прошлый год, показывает таблица. Мы же для большей яркости картины представим относительное их сокращение только за последние три года. С 1 января 2009 г. по 1 января 2011 г. количество одноковшовых экскаваторов уменьшилось на 12,7%, бульдозеров на тракторах — тоже на 12,7%, автогрейдеров — на 8,9%, кранов на автомобильном ходу — на 13,2%, на пневмоколесном ходу — на 18,2%, на гусеничном ходу — на 12,8%, башенных — на 23,6%, скреперов — на 22,2%.

Между тем стоит обратить внимание на рост удельного веса в парке строительной техники машин зарубежного производства. Он, кроме скреперов, отчетлив, как видно из таблицы, даже за один 2011 г. Мы же опять посмотрим на изменения за три года.

Итак, доля импортных одноковшовых экскаваторов с 1 января 2009 г. увеличилась на 13,5 п.п., бульдозеров на тракторах — на 7,7 п.п., автогрейдеров — тоже на 7,7 п.п., кранов на автомобильном ходу — на 3,5 п.п., на пневматическом ходу — на 9 п.п., на гусеничном ходу — на 0 п.п., башенных — на 5,5 п.п., скреперов — уменьшилась на 6,3 п.п.

Понятно, что при опережающем росте выбытия старой отечественной техники доля зарубежной может расти автоматически — в 100% пусто не бывает. Но по этому поводу скажем, что и в штуках сокращение среди строительных машин иностранного производства произошло за три года только по кранам на гусеничном ходу (примерно с 1500 до 1300) и скреперам (с 400 до 300), краны на пневматике практически сохранили численность (около 800 шт.). Остальные «иностранцы» выросли и числом, порой солидно, как, например, одноковшовые экскаваторы (с 6800 до 7900 единиц). К тому же нередко строительные организации покупают зарубежную технику, скажем так, не с иголочки — все равно она надежнее отечественных одногодок.

Вероятно, во всем этом и кроется ответ на вопрос, почему при сокращении общей численности и по-прежнему высоком удельном весе машин с истекшим сроком службы руководители строительных организаций среди факторов, ограничивающих производство, ставят эти проблемы на последнее место (их в I квартале 2012 г. назвали лишь 2% опрошенных Росстатом респондентов). Действительно, чем неделю чинить и день работать на древней технике, лучше использовать более производительные и надежные импортные машины.

Справедливости ради отметим, что приведенные данные не учитывают малые строительные организации. Скорее всего по поводу сказанного у них есть свое мнение и, возможно, немало крепких слов. Никого обидеть не хотелось.

Наличие и состояние парка основных строительных машин в организациях, относящихся к виду деятельности «Строительство» (без субъектов малого предпринимательства)


Наличие машин, тыс. шт.

Удельный вес машин с истекшим сроком службы, %

Удельный вес машин зарубежного производства, %

на 1 января 2012 г.

на 1 января 2011 г.

на 1 января 2012 г.

на 1 января 2011 г.

на 1 января 2012 г.

на 1 января 2011 г.

Экскаваторы одноковшовые

14,4

15,2

34,7

37,3

54,8

48,5

Бульдозеры на тракторах

13,1

13,7

48,6

49,9

28,8

24,4

Автогрейдеры

5,1

5,2

50,1

51,6

19,2

15,2

Краны:







на автомобильном ходу

9,9

10,3

40,0

41,4

19,6

17,5

на пневмоколесном ходу

1,8

2,1

51,5

54,9

45,7

39,0

на гусеничном ходу

3,4

3,6

69,9

68,6

37,9

36,2

башенные

4,2

4,7

55,1

55,8

21,0

17,2

Скреперы

0,7

0,8

67,8

64,2

40,7

41,7

Источник: Росстат