Рынку прозрачному — брокеров белых

| статьи | печать

Внешнеэкономическая деятельность дает 50% российского ВВП. Вместе с тем внешняя торговля — область крайне криминализированная, и не в последнюю очередь за счет посреднических услуг. Пути выхода на дорогу цивилизации попытались найти таможенные брокеры, собравшись в Москве на свою первую всероссийскую конференцию.

Статус таможенного брокера законодательно закреплен новым Таможенным кодексом. Требования Кодекса, связанные с предоставлением финансовых гарантий и страхованием гражданской ответственности деятельности вместо проводимой ранее оценки платежеспособности лица, обернулись для некоторых участников ВЭД проблемой дороговизны «входного билета» на рынок брокерских услуг.

Наметилась тенденция снижения доли товаров, декларируемых брокерами. Эксперты полагают, что многие брокеры прекратили деятельность вообще либо стали предоставлять услуги «за печатью клиента».

Председатель ФТС России Александр Жерихов с этим не согласен: «Из Реестра таможенных брокеров в 2005 году исключены только четыре брокера, причем ни один из них не заявил в качестве причины финансовую несостоятельность. Однако в силу латентности действий неофициальных посредников затруднительно реально оценить конкуренцию, составляемую ими легальным брокерам».

Сегодня предприниматели часто экономят на таможенных платежах за счет занижения таможенной стоимости и недостоверного декларирования. Стала расширяться практика, когда брокеры выступают в двух качествах — как брокер при безрисковых поставках и как консультант по заполнению декларации с недостоверными сведениями «за печатью клиента». При этом законопослушные брокеры превращаются в финансово несостоятельных. Это и понятно.

«В отличие от специалиста по таможенному оформлению, действующего по доверенности участника ВЭД, таможенный брокер — юридическое лицо со своей отчетностью и балансом, структура полностью прозрачна, — говорит глава Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) Анатолий Круглов. — В сложившейся ситуации решить проблему можно только законодательно — внести в Таможенный кодекс норму, разрешающую проводить таможенное оформление только таможенным брокерам (представителям)».

«Сегодня крупнейшие общественные объединения таможенных брокеров включают уже более ста членов, и без саморегулирования невозможно говорить о стратегическом развитии данного рынка услуг и формировании единых «правил игры» на федеральном уровне, — считает вице-президент ТПП России Георгий Петров. — Трудно представить адвоката, работающего вне коллегии, также трудно и представить брокера, работающего вне профессиональной организации».

В настоящее же время рынок посреднических услуг регулирует таможня, выполняя несвойственные ей функции. Но взаимодействие таможенных органов с брокерскими структурами могло быть более тесным, считает А. Жерихов. Например, в части контроля за соблюдением условий включения в Реестр. Таможенники, в частности, предлагают НАТБ в качестве эксперимента самой отслеживать и информировать таможню о наличии в штате членов Ассоциации специалистов по таможенному оформлению и изменениях в штатных расписаниях.

При реализации функций саморегулирования и соответственно снижении риска невыполнения этими общественными объединениями своих финансовых обязательств брокеры смогут выступать в роли финансового поручителя по обязательствам своего клиента. В настоящее время брокеру предоставляется лишь право выступать поручителем по некоторым таможенным операциям.

Недооценивать роль таможенного брокера как финансового гаранта, считают специалисты, значит, тормозить развитие не только этого института, но и внешнеторговой деятельности в целом. Развитие финансового поручительства брокеров даст возможность перейти от преобладающих сегодня авансовых платежей к формам, позволяющим сначала условно выпустить товар под обеспечение с последующим выпуском в свободное обращение с уплатой таможенных платежей.

Сегодня брокеры предпочитают пользоваться такой формой обеспечения для предоставления финансовых гарантий, как услуги поручителей (порядка 85%прибегают к поручительству общественных объединений таможенных брокеров). Денежный залог им малоинтересен (2 из более чем 400). Услугами банков пользуются, как правило, крупные компании с участием иностранного капитала (около 60).

Участники конференции пришли к выводу, что для выстраивания эффективной работы важно определить степень законопослушности бизнеса по секторам экономики и торговли. Также необходимо знать, какой из них работает только через профессиональных брокеров, а какой вполне обходится без них. Однако импортер сам должен решать, содержать ли ему штат профессионалов, способных справиться с таможенными формальностями, либо воспользоваться услугами брокера. Преимуществом последнего, как показывает практика, является возможность создать в рамках действующего законодательства условия клиенту для применения упрощенных таможенных процедур, поручиться за него, нести вместе с ним солидарную ответственность по уплате платежей.

Говорили и о более активном переходе к новым формам таможенного оформления. Например, к предварительному декларированию, в котором по идее все должны быть заинтересованы. Правда, для этого нужны межправительственные и межведомственные соглашения с основными торговыми партнерами, а на их заключение уйдут годы. Бизнес, брокеры, полагают эксперты, могут быстрее договориться между собой, перейти на предварительное информирование и получить возможность работать в режиме «зеленого коридора».

Ускорению терминальной обработки грузов способствовало бы электронное декларирование, но бизнес пока не спешит с переходом на эту форму.

Не забыли и об остро стоящей так называемой секторальной проблеме при импорте. В ее решении таможенники рассчитывают на помощь брокеров. «Возьмитесь за товары, ввозимые из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, — предложил брокерам главный таможенник страны. — Бизнес лучше таможни знает, кто работает «в серую», а кто «по-черному» в этом секторе. Как только таможня хотя бы чуть-чуть пытается ужесточать борьбу с такими импортерами, шум поднимается и в России, и в Поднебесной. Почему же только таможня должна бороться с этим явлением?».

Организация партнерских отношений между бизнесом и брокерским движением должна проецироваться на существующую международную практику. В ряде стран взаимоотношения в цепи бизнес— таможня — брокер исходят из того, что основные игроки на рынке —это импортеры и экспортеры. А таможенным регулированием создаются максимально благоприятные условия ведения бизнеса, если бизнес готов быть прозрачным для органов госконтроля.

К сведению!

До введения в действие новой редакции ТК РФ брокерскую деятельность осуществляли порядка 800 брокеров; на 1 января 2004 года — около 250; на 1 января 2005 года —порядка 350, сегодня их более 400.

За девять месяцев текущего года таможенными брокерами оформлено 28% всех таможенных деклараций, на которые пришлось 58% от общей суммы таможенных платежей. Заявляемая брокерами таможенная стоимость по всем группам товарной номенклатуры выше в 1,3—2 раза, чем у других декларантов.

Сведения о таможенном оформлении товаров за 9 месяцев 2005 г.


Количество ГТД

Стоимость товаров, тыс. дол.

Сумма платежей к уплате, тыс. дол.

Таможенные брокеры

753 735

241 627 353

52 220 648

Иные лица

1 963 124

213 075 088

37 779 961

Всего

2 716 859

454 702 441

90 000 609