Кассовая книга для обособленных

| статьи | печать

Специалисты ФНС России обратились к своим коллегам из Центробанка России с вопросом, в каких случаях обособленное подразделение организации должно вести кассовую книгу. Проанализировав новый порядок ведения кассовых операций, банкиры в письме от 04.05.2012 № 29-1-1-6/3255 пришли к выводу, что каждое обособленное подразделение обязано вести кассовую книгу независимо от того, есть у нее свой расчетный счет или нет.

Если есть подразделение, должна быть и кассовая книга

С 1 января 2012 г. организации должны отражать кассовые операции по новому Порядку, утвержденному Положением ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П (далее — Порядок). В пункте 1.1 Порядка сказано, что он распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Возникает вопрос: нужно ли вести кассовую книгу обособленным подразделениям организации?

Специалисты Центробанка России решили, что нужно. Причем установленные правила ведения кассовой книги обязано соблюдать каждое обособленное подразделение юридического лица, ведущее кассовые операции, независимо от наличия банковского счета организации, открытого для совершения операций обособленным подразделением.

Заметим, что ранее, когда действовал порядок ведения кассовых операций, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 11.09.93 № 40, специалисты Центробанка России использовали иной подход. В письме от 11.12.2008 № 29-1-1-11/7735 они указали, что обособленные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения, должны вести в двух экземплярах отчет кассира, содержащий все реквизиты кассовой книги. Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении, второй вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в организацию. Бухгалтер компании на итоговые суммы наличных денег, содержащиеся во втором экземпляре отчета кассира обособленного подразделения, должен был оформить приходный и расходный кассовые ордера и сделать записи в кассовой книге.

Внимание: ошибочное толкование!

Как показывает практика, в связи с появлением Порядка многие компании решили, что если у обособленного подразделения нет расчетного счета, то и вести кассовую книгу они не обязаны. На чем же основана такая позиция?

В пункте 1.2 Порядка установлено, что лимит кассы должны утвердить и обособленные подразделения (филиалы, представительства) организации. При этом подразделения устанавливают собственный лимит, только если у них открыты свои расчетные счета в банках. В подобной ситуации компания утверждает лимит без учета наличных денежных средств, хранящихся в подразделениях.

Для контроля за остатками денежных средств в кассах обособленные подразделения должны вести кассовую книгу. Для этого после выведения в кассовой книге суммы остатка на конец рабочего дня подразделение передает лист кассовой книги за этот рабочий день в головную организацию не позднее следующего рабочего дня.

Если обособленное подразделение ведет кассовую книгу на бумажном носителе, то передается отрывной второй экземпляр кассовой книги. При использовании компьютера необходимо распечатать на бумаге второй экземпляр листа кассовой книги и отправить в головной офис. Возможен и иной вариант. Отправить этот документ можно в электронном виде. В этом случае передача листа кассовой книги на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными организацией. Такие правила установлены в п. 5.6 Порядка.

Бухгалтеры некоторых организаций пришли к выводу, что такой порядок ведения кассовой книги распространяется на те обособленные подразделения, которые выводят остатки денежной наличности в своей кассе. С этим трудно поспорить. Но вот дальше в логику рассуждений закрадывается ошибка. Компании считают, что остатки по кассе могут иметь только те филиалы, которые устанавливаются лимит кассы, то есть имеют свои расчетные счета.

Как уже отмечалось, такая трактовка неправомерна. Во-первых, в п. 2,5 Порядка сказано, что листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются организацией по каждому подразделению. И в этом положении нет исключений для обособленных подразделений, не имеющих собственные расчетные счета. Во-вторых, организации, в состав которых входят обособленные подразделения без собственных расчетных счетов, утверждают единый лимит с учетом остатков наличности в этих подразделениях (п. 1.3 Порядка). И если у бухгалтера не будет документального подтверждения остатка наличных денежных средств в кассах обособленных подразделений, как он узнает, превысила компания установленный лимит или нет.