Определение налоговой базы по НДС в 2006 году

| статьи | печать

Пункт 16 ст. 1 Закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесе­нии изменений в главу 21 части второй Налогового коде­кса Российской Федерации и о признании утратившими силу от дельных положений актов законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах» внес существен­ные поправки в ст. 167 НК РФ в части момента определе­ния налоговой базы по НДС.

Начиная с 2006 г. моментом определения налоговой базы по НДС считается:

1 Если иное не предусмотрено п. 3, 7—11, 13—15 ст. 167 НК РФ, наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), пе­редачи имущественных прав.

Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, то она в целях главы 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.

Следует отметить, что организации-поставщики учиты­вают оплаченные покупателями ТМЦ, оставленные на от­ветственное хранение и оформленные сохранными рас­писками, но не вывезенные по причинам, не зависящим от организаций-поставщиков на счете002 «Товарно-мате­риальные ценности, принятые на ответственное хране­ние» в ценах, указанных в прием о сдаточных актах или в счетах — платежных требованиях.

2 При реализации налогоплательщиком товаров, пе­реданных им на хранение по договору складского хране­ния с выдачей складского свидетельства, момент опреде­ления налоговой базы по указанным товарам определя­ется как день реализации складского свидетельства.

В подтверждение принятия товара на хранение товар­ный склад выдает один из следующих документов:

— двойное складское свидетельство;

— простое складское свидетельство;

— складскую квитанцию.

Товарный склад выдает товар держателю простого и двойного свидетельства не иначе как в обмен на оба эти свидетельства вместе.

3 При передаче имущественных прав в случае, пред­усмотренном п. 2 ст. 155 НК РФ, момент определения на­логовой базы определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства.

В случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 155 НК РФ, — как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником, а в случае, предусмотренном п. 5 ст. 155 НК РФ, — как день переда­чи имущественных прав. Иначе говоря, согласно ст. 155 НК РФ при передаче налогоплательщиками (в том числе участниками долевого строительства) имущественных прав на жилые дома и жилые помещения, доли в жилых домах и жилых помещениях, гаражи и машино-места, а также при приобретении денежного требования от треть­их лиц моментом определения налоговой базы будет день уступки денежного требования или день прекраще­ния соответствующего обязательства.

В случае же передачи прав, связанных с правом за­ключения договора, и арендных прав момент опреде­ления налоговой базы — это день передачи имущест­венных прав.

При этом налоговыми базами являются:

1) в случае передачи имущественных прав на жилые дома и жилые помещения, доли в жилых домах и жилых помещениях, гаражи и машино-места — разница между стоимостью, по которой передаются имущественные пра­ва, с учетом НДС, и расходами на их приобретение;

2) при приобретении денежного требования от треть­их лиц — сумма превышения сумм доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над сум­мой расходов на приобретение указанного требования;

3) при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав — стоимость оказанных услуг в соответствии со ст. 154 НК РФ.

4 При реализации товаров (работ, услуг), предусмот­ренных подп. 1—3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, моментом оп­ределения налоговой базы по указанным товарам (рабо­там, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный текст документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Указанное имеет место при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспор­та (при условии представления в налоговые органы доку­ментов, указанных в ст. 165 НК РФ);

2) работ, услуг, непосредственно связанных с производ­ством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, (то есть организация транспортировки вывозимых за пределы России товаров);

3) работ (услуг), непосредственно связанных с пере­возкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного тран­зита;

4) припасов, вывезенных с территории РФ в таможен­ном режиме перемещения припасов. В целях ст. 164 НК РФ припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нор­мальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;

5) выполняемых российскими перевозчиками на же­ лезнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, а также связанных с такой перевозкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровож­дению, погрузке, перегрузке.

5 Согласно новой редакции п. 9 ст. 167 НК РФ, если в случае реорганизации организации 181-й день совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после указанной даты, то момент определения налоговой базы возникает у правопреемника (правопреемников) на дату завершения реорганизации (дату государственной регист­рации каждой вновь возникшей организации), а в случае реорганизации в форме присоединения—на дату внесе­ния в ЕГРЮЛ соответствующей записи о прекращении де­ятельности каждой присоединяемой единицы.

6 В целях главы 21 НК РФ моментом определения на­логовой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода.

В п. 4 ст. 3 Закона от 22.07.2005 № 119-Ф установлено, что момент определения налоговой базы при выполне­нии строительно-монтажных работ для собственного по­требления, выполненных до 1 января 2005 г., определяет­ся после принятия на учет соответствующего объекта за­вершенного капитального строительства. Налогоплатель­щику, выполнившему до 1 января 2005 г. все необходи­мые работы по строительству и монтажу объекта для соб­ственных нужд, следует принять его на учет и определить налогооблагаемую базу по НДС в порядке, действующем в 2005 г.

7 В целях главы 21 НК РФ момент определения налого­вой базы по НДС при передаче товаров (выполнении ра­бот, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, определяется как день совершения указанной переда­чи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Пример 1

Организация осуществила в марте 2006 г. ремонт собственного объекта социальной сферы. По утвер­жденной смете фактические затраты составили 440 тыс. руб.

С этой сметной стоимости за март 2005 г. должен быть начислен НДС в размере 79,2 тыс. руб.

8 С 2006 г. изменен порядок определения налоговой базы по НДС, то есть у налогоплательщика нет права ус­танавливать в учетной политике момент расчета НДС на выбор: по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов или по мере поступления денеж­ных средств. В п. 12 ст. 167 НК РФ оставлен порядок утвер­ждения налогоплательщиком учетной политики, из кото­рого вытекает:

1) учетная политика утверждается соответствующими приказами или распоряжениями руководителя организа­ции — плательщика НДС;

2) применение учетной политики обязательно с 1 янва­ря года, который следует за годом утверждения ее соответ­ствующим приказом или распоряжением руководителя;

3) для целей налогообложения принятая организацией учетная политика едина для всех обособленных подраз­делений;

4) вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового пе­риода, но считается применяемой со дня создания.

9 Вновь введенный в ст. 167 НК РФ п. 13 утверждает, что в случае получения налогоплательщиком — изготови­телем товаров (работ, услуг) оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше б месяцев (по пе­речню, определяемому Правительством РФ), он вправе определять момент возникновения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Правда, при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм НДС по приобре­таемым товарам (работам, услугам), в том числе по основ­ным средствам и нематериальным активам, имуществен­ным правилам, которые используются для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длитель­ного производственного цикла и других операций.

При получении оплаты, частичной оплаты налогопла­тельщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) в на­логовые органы одновременно с налоговой декларацией представляются:

— контракт с покупателем (копия такого контракта, за­веренная подписью руководителя и главного бухгалтера);

— документ о подтверждении длительности производ­ственного цикла товаров (работ, услуг) с указанием их на­именования, срока изготовления, наименования организа­ции-изготовителя, выданный налогоплательщику-изгото­вителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфе­ре промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энерегетического комплексов, подписанный уполномо­ченным лицом и заверенный печатью этого органа.

Итак, п. 13 ст. 167 НК РФ установлено:

1) если налогоплательщик получил полную или час­тичную оплату в счет будущих поставок товаров (выпол­нения работ, оказания услуг), то он имеет право опреде­лить налоговую базу как день отгрузки (передачи) това­ров (выполнения работ, оказания услуг);

2) длительность производственного цикла у налого­плательщика должна быть свыше 6 месяцев;

3) указанный налогоплательщик подлежит включению в перечень, определенный Правительством РФ.

Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 21.08.2001 № 602 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.04.2005 № 189) указано, что длительность произ­водственного цикла изготовления реализуемых на экс­порт товаров (с указанием их наименования; срока изго­товления; кода ТН ВЭД, присвоенного таможенной служ­бой; наименования организации-экспортера; номера и даты контракта, в соответствии с которым осуществляется поставка на экспорт товаров) подтверждается докумен­том, выданным Министерством промышленности и энер­гетики РФ, подписанным уполномоченным лицом и заве­ренным печатью этого министерства (по соответствую­щим видам товаров на основании заключений Федераль­ного космического агентства, Федерального агентства по атомной энергии, Федеральной службы по надзору в сфе­ре здравоохранения и социального развития). Указанный документ выдается организации-экспортеру в 2-недель-ный срок со дня обращения;

4) налогоплательщик обязан осуществлять раздель­ный учет операций и сумм НДС по приобретаемым това­рам (работам, услугам), в том числе по основным средст­вам, нематериальным активам и имущественным правам, непосредственно используемым для производства това­ров (работ, услуг) с длительным производственным цик­лом и других операций;

5) когда налогоплательщиком в счет предстоящей по­ставки товаров (работ, услуг) получена полная или час­тичная оплата, в налоговые органы вместе с налоговой декларацией представляется контракт с покупателем (заверенная копия такого контракта), документ о подтвер­ждении длительности производственного цикла выпуска­емых и отгружаемых товаров (выполняемых работ, оказы­ваемых услуг).

Хотелось бы обратить внимание на письма Минфина России:

1) от 19.08.2004 № 03-04-08/51 и от 14.03.2005 № 03-04-08/48, в которых подтверждены требования по ведению раздельного учета НДС, оплаченного поставщиком по экспортным операциям и по товарам, реализованным в РФ, что аналогично мнению ФАС Московского округа (По­становление от 04.04.2005 по делу № КА-А40/2287-05). При этом порядок ведения раздельного учета налогопла­тельщик утверждает в своей учетной политике;

2) от 16.05.2005 № 03-04-08/119, в котором изложено, что реализация товаров (работ, услуг), осуществляемая за пределами нашей страны, не облагается НДС в соответст­вии со ст. 146 НК РФ. Подтвердить факт экспорта товаров (работ, услуг) можно с помощью ст. 147 и 148 НК РФ. При­чем доказывать придется от обратного, так как указанные статьи устанавливают случаи, когда местом реализации признается территория РФ. Авансовые платежи по таким операциям не включаются в налоговую базу по НДС (п. 2 ст. 162 Н К РФ).

В п. 4 ст. 148 НК РФ установлен перечень документов для подтверждения экспорта в налоговой инспекции. Не­обходимо представить контракт на поставку и другие до­кументы, подтверждающие получение авансовых сумм в счет поставки на экспорт.

10 Как указано в п. 14 ст. 167 НК РФ, если моментом определения налоговой базы по НДС является день опла­ты или частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (вы­полнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты или частичной оплаты также возникает момент опреде­ления налоговой базы. То есть если организация-постав­щик по договору купли-продажи получила от организа­ции-покупателя предварительную оплату в счет будущей поставки или часть оплаты, то на день обеспечения вы­полнения договора-поставки производится перерасчет налоговой базы.

Пример 2

Организацией-поставщиком 10 января 2006 г. полу­чена от организации-покупателя оплата в счет по­ставки продукции на сумму 490 тыс. руб. Отгрузка готовой продукции произведена 25 января 2006 г. на сумму 610 тыс. руб. с НДС.

В бухгалтерском учете операции отражаются:

Д-тсч. 51 К-т сч. 62 — на сумму 490 тыс. руб.;

Д-тсч. 62 К-т сч. 68 — на сумму 76,7 тыс. руб.;

Д-тсч. 62 К-т сч. 90 — на сумму 610 тыс. руб.;

Д-тсч. 90 К-т сч. 68 — на сумму 93 тыс. руб.;

Д-тсч. 68 К-т сч. 62 — на сумму 74,7 тыс. руб.;

Д-тсч. 62 К-т сч. 62 — на сумму 490 тыс. руб.

Пример 3

Организация-поставщик, предусмотрев в догово­ре купли-продажи получение аванса в счет буду­щей поставки товаров оранизации-покупателю, получила 25 января 2006 г. 550 тыс. руб. Отгрузка товаров произведена 10 февраля 2006 г. на сумму 610 тыс. руб.

В бухгалтерском учете организации-поставщика опера­ции отражаются:

• в январе 2006 г.

Д-тсч. 51 К-т сч. 62 — на сумму 550 тыс. руб.;

Д-тсч. 62 К-т сч. 68 — на сумму 83,9 тыс. руб.;

• в феврале 2006 г.

Д-тсч. 62 К-т сч. 90 — на сумму 610 тыс. руб.;

Д-тсч. 90 К-т сч. 68 — на сумму 93 тыс. руб.;

Д-тсч. 68 К-т сч. 62 — на сумму 83,9 тыс. руб.;

Д-тсч. 62 К-т сч. 62 — на сумму 550 тыс. руб.

11 Для налоговых агентов, указанных в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, момент определения налоговой базы установлен в соответствии с п. 15 ст. 167 НК РФ аналогично указанно­му в п. 1 этой статьи. Таким образом, учитывая п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ и п. 15 ст. 167НКРФ:

1) при реализации на территории Российской Федера­ции конфискованного имущества, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, пере­шедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имуще­ства (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ (с учетом акцизов для подакцизных товаров), и по наиболее ранней дате — для отгрузки (передачи) или дня оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок (передачи).

К сведению!

Бесхозной является вещь, которая не имеет собст­венника или собственник которой не известен, либо вещь, отправа собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Имущество может быть безвозмездно изъято у собст­венника по решению суда в виде санкции за совершен­ное преступление или иное правонарушение (конфиска­ция), что соответствует п. 1 ст. 243 ГК РФ.

Специализированной организацией по реализации конфискованного имущества является Российский фонд федерального имущества (Постановление Правительства РФ от 19.04.2002 № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в соб­ственность государства)». Фонд, в свою очередь, может на конкурсной основе привлечь юридических и физических лиц к реализации конфискованного имущества;

2) при реализации на территории Российской Феде­рации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и инди­видуальные предприниматели, осуществляющие пред­принимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. Налоговый агент определяет налоговую базу как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для под­акцизных товаров) и без НДС на день отгрузки товаров или день полной или частичной оплаты в счет предсто­ящей поставки.