Готова ли Россия к кризису?

| статьи | печать

Российские власти неоднократно заявляли о своей готовности к новой волне экономического кризиса. Основным антикризисным механизмом должно стать предоставление ликвидности банкам, в ряде случаев компаниям будут предоставлены госгарантии. В общем, блеск и красота или знаменитый кудринский оазис среди бушующего мирового кризиса. Да вот беда: большинство макроэкономических индикаторов, характеризующих степень готовности нашей экономики к экономическим потрясениям, ниже уровня 2008 г.

Основным механизмом борьбы с мировым кризисом станет предоставление банкам ликвидности, заявил на этой неделе первый вице-премьер Игорь Шувалов. Сейчас, по словам чиновника, активно обсуждается вопрос, как через банки обеспечить продвижение бюджетных средств в экономику. Главная цель — обеспечить продвижение выделенных державой денег до отечественных предприятий, чтобы они могли их использовать на операционную и инвестиционную деятельность.

Немногим ранее глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что кабинет министров намерен выделить 500 млрд руб. на следующий год «для финансирования антикризисных мер» (подробнее на с. 03). В эту сумму, в частности, входят средства для поддержки социально слабых слоев населения и системообразующих компаний. «Мы практически подготовили все необходимые меры, чтобы можно было быстро внедрить их в случае ухудшения ситуации», — отметил министр финансов.

«Главной проблемой кризиса в начале 2009 г. было то, что мы потратили время, пока вникали в суть дела, — готовили нормативные акты, антикризисные комиссии и изменения в бюджет и из-за этого осуществляли меры с меньшей скоростью и потеряли возможность оперативно реагировать», — вспомнил руководитель финансового ведомства.

На предоставление госгарантий, по оценке г-на Шувалова, выделят меньше средств. «Это будет небольшой ресурс, это будет только исключительная ситуация, когда банки не могут выдавать кредитные гарантии российским предприятиям, подавшим заявки на госгарантии», — подчеркнул вице-премьер.

Министр финансов назвал более точную цифру: 107 млрд руб. предназначены для предоставления госгарантий предприятиям, реализующим инвестиционные проекты и оказавшимся в сложной экономической ситуа­ции. Сейчас решения о предоставлении гарантий на сумму порядка 26 млрд руб. уже приняты кабинетом министров, оставшиеся 80 млрд ждут своего часа.

Внешне степень подготовки к возможному удару мирового экономического кризиса представляется вполне приличной. Однако при анализе важнейших макроэкономических индикаторов, который провели ученые Центра развития ВШЭ, положение выглядит более пессимистичным. Объем Резервного фонда, составлявший накануне прошлого кризиса 8,5% ВВП, сейчас находится на уровне 3% ВВП.

Расходы федерального бюджета, в 2008 г. равнявшиеся 15,7% валового продукта, теперь подскочили до 23,5% ВВП.

Причем все это происходит на фоне увеличения отрицательного ненефтегазового сальдо федерального бюджета (–2% ВВП в 2008 г. и –12,4% в нынешнем году). То есть зависимость российского бюджета от добычи и экспорта углеводородов, цены на которые пикируют в условиях кризиса, резко возросла.

Между тем ситуация в отечественной экономике становится тревожной. В последние месяцы, по оценке руководителя Центра развития «Вышки» Натальи Акиндиновой, мы постоянно фиксируем своеобразный статистический когнитивный диссонанс. При достаточно высоких значениях годовых (по отношению к тому же периоду прошлого года) темпов роста большинства макроэкономических показателей (ВВП, промышленное производство, товарооборот) их сезонно сглаженные квартальные и месячные темпы роста замедлились до уровней, позволяющих говорить о приближении стагнации.

В мае текущего года сводный опережающий индекс (СОИ), рассчитываемый экспертами ВШЭ, снизился до –1,2% год к году, так что после семи месяцев «нулевого роста» ситуация несколько ухудшилась. В любом случае общая понижательная тенденция СОИ бесспорна.

Наиболее существенным негативным фактором аналитик ЦР Сергей Смирнов считает стагнацию внутреннего спроса на промышленную продукцию. Важную роль сыграло также снижение цен на российские акции. Еще более явно обозначилась тенденция к падению нефтяных цен.

Если снижение мировых цен на нефть окажется устойчивым, значения СОИ наверняка будут снижаться. И тогда скорее всего говорить придется не только о замедлении роста, но и о спаде в российской экономике.

Так что правительству пора перейти от «шапкозакидательсва» и искусственных бодрых улыбок к детальной проработке антикризисных мер. Оазиса среди бушующего глобального кризиса не предвидится, а вот удержать корабль на плаву можно.

Индикаторы готовности российской экономики к кризису

Индикаторы

Апрель 2008 г.

Апрель 2012 г.

Ненефтегазовое сальдо федерального бюджета, % ВВП

–2,0

–12,4

Доля нефтегазовых поступлений в доходах федерального бюджета, %

45,6

52,0

Расходы федерального бюджета, % ВВП

15,7

23,5

Объем Резервного фонда, % ВВП

8,5

3,3

Доля выплат из бюджета в доходах населения, %*

22,2

27,5

Доля кредитов населению в товарообороте, %**

11,2

9,9

Прирост кредитов населению за последние 12 месяцев, %

56,6

41,1

Прирост выпуска базовых видов экономической деятельности в среднем за три месяца, %***

0,23

–0,19

Внешний корпоративный долг, % ВВП****

31,4

27,5

Объем предстоящего погашения внешнего корпоративного долга в ближайшие 12 месяцев, млрд долл.*****

137,6

93,0

Чистый приток капитала за последние 12 месяцев, млрд долл.

45,7

–93,0

Уровень международных резервов, млрд долл.

532,5

524,4

Цена на нефть (среднее за месяц), долл./барр.

104,4

118,0

Курс доллара (среднее за месяц)

23,51

29,50

Индекс РТС (среднее за месяц)

2116

1608

* По данным за январь — март.

** Отношение прироста кредитов к объему товарооборота за предшествующие 12 месяцев.

*** Среднемесячный прирост за февраль — апрель (сезонность устранена).

**** Долг на конец периода относительно ВВП за предшествующие четыре квартала, по состоянию на март.

***** По состоянию на март.

Источники: Росстат, Минфин, Банк России, Cbonds, расчеты Центра развития ВШЭ