Германию убеждают перестать жадничать

| статьи | печать

В грядущую пятницу в судьбе еврозоны может появиться долгожданная определенность. На этот день в Риме назначена встреча канцлера Германии Ангелы Меркель с премьер-министрами Марио Монти (Италия), Мариано Рахоем (Испания) и Жаном-Марком Эйро (Франция). Итальянцы и испанцы собираются убедить немцев, чтобы они наконец перестали скупиться и начали поддерживать рынок итальянских и испанских государственных облигаций.

Дополнительная напряженность и даже суетливость в действиях, направленных на спасение еврозоны, возникла после того, как рынок фактически игнорировал 100-миллиардную европомощь испанским банкам: этот выкуп был гарантирован испанским правительством, а следовательно, увеличил долговую нагрузку страны.

Положение настолько серьезное, что рост доходности испанских облигаций не прекратился даже после победы на выборах в Греции сторонников долгового диалога. Ставка по десятилетним бумагам Испании перешагнула было немыслимый прежде рубеж в 7% годовых, но потом отступила к уровню 6,785%. Приближаются к опасной зоне и итальянские облигации, которые сейчас стоят всего на 1 п.п. дешевле испанских.

Сейчас в Европе на выкуп разного рода плохих активов работает временная структура — Европейский фонд финансовой стабильности. В июле его должна заменить уже постоянная структура под названием Европейский механизм стабильности. Последний , по всей видимости, получит право выкупать облигации прямо с рынка, причем не только вторичного, но и при размещении.

Пока подобные спасательные работы проводит (периодически и далеко не всегда публично) Европейский центробанк. Правда, вот уже два с половиной месяца, как ЕЦБ не вмешивается в работу долговых рынков, по крайней мере так утверждает пресс-служба банка. А аналитики не могут забыть, как в мае ЕЦБ отказался нести потери по греческим ценным бумагам, в то время как частные финансовые институты это сделали.

На встрече «двадцатки» в Мексике М. Монти заверил, что переговоры о том, чтобы Южная Европа начала получать более существенную финансовую помощь, успешно продолжаются. «Идея в том, — разъяснил М. Монти, — что поддержка облигаций через публичные торги стоит дешевле и действует лучше, чем любая программа выкупа плохих активов. Кроме того, странам, которые задавлены долгами и нуждаются в бюджетных реформах и сокращениях социальных выплат, трудно брать на себя дополнительные обязательства, чего как раз и не возникает, если поддержка осуществляется через биржевой механизм».

Французский президент заверил, что ему нравится обсуждать эту идею, но никаких решений еще не принято.

Формально, сообщил официальный представитель Еврокомиссии Амадеу Альтафаж, никаких запросов на выкуп еще не поступало: «А мы пока раздумываем, какие инструменты можно было бы использовать, чтобы охладить горячность рынка. Ни Испания, ни Италия ничего не просят, конечно, но могут же попросить!»

Есть и другая идея помощи, не связанная с рынком: изменить правила в еврозоне и позволить спасательным фондам напрямую, минуя правительства, инвестировать в проблемные банки, чтобы не увеличивать и без того огромную суверенную долговую нагрузку.

Испанский министр-казначей Кристоваль Монторо предложил еще одну спасательную идею, но скорее на будущее: чтобы механизм выкупа плохих суверенных бумаг включался автоматически, как только спред между германскими и какими бы то ни было еще ставками доходности превысит определенную величину.

ЕЦБ пока ни одно из этих предложений не комментирует.