Правительствам пора выйти из-за занавески

| статьи | печать

Выйти из кризиса глобальной экономике мешают устаревшие системы управления, считают участники Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Преодолеть конфликт между быстро изменяющимся миром и закостеневшими моделями управления помогут современные технологии менеджмента, в частности краудсорсинг. Он предполагает привлечение к решению новых задач большого числа людей, способных предложить неординарные идеи.

Модератором панельной дискуссии «Выход из управленческого тупика: мудрость толпы или авторитарный гений», состоявшейся в рамках ПМЭФ, выступил председатель Сбербанка Герман Греф.

В начале дискуссии руководитель самого крупного банка страны предложил участникам форума выбрать один из трех ответов на животрепещущий вопрос, что мешает глобальной экономике выйти из кризиса. Аудитории, в которой, кстати, присутствовало несколько российских губернаторов, предложили три варианта ответа:

  • временный дефицит лидерства;
  • конфликт между быстро меняющимся миром и старыми системами управления;
  • нет управленческого тупика.

По мнению большинства присутствовавших (70%), причина мирового экономического кризиса в конфликте между изменяющимся миром и старыми системами управления.

«Арабская весна» и Occupy Wall Street, по словам профессора Нью-Йоркской школы права Бет Новак, доказывают, что существует недовольство устаревшими институтами управления. Одних только выборов и голосования недостаточно. Управление опытом осуществляется бюрократией, которая медлительна и глупее, чем «мудрость толпы». Фундаментальная проблема современных систем управления заключается в том, что время, когда «правительства могли управлять обществами, скрываясь за занавеской, уходит», уверен исполнительный директор по вопросам прозрачности и открытости данных правительства Великобритании Тим Кэлси.

Одним из методов менедж­мента, который способен помочь в преодолении накопившихся системных проблем в управлении, по оценке главы Фонда общественного мнения Александра Ослона, является краудсорсинг (от англ. crowd — толпа). Суть его проста. Если нужно решить новую или старую проблему, не стоит обращаться только к проверенным сотрудникам и экспертам, подходы которых к решению управленческих вопросов известны. Лучше привлечь людей, ранее неизвестных, причем желательно максимально большое количество.

При таком подходе найдутся люди, способные предложить необходимое решение. Причем предлагать они будут непривычные, но эффективные методы.

Правда, подчеркивает г-н Ослон, для реализации краудсорсинга нужно располагать технологией, позволяющей избавиться от пустого информационного шума, свойственного массовым собраниям людей. Она позволит отобрать в толпе граждан, способных предложить идеи для решения управленческой задачи.