ФАС России о применении статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» («Ваш партнер-консультант», № 26, 2012 г.)

| статьи | печать

Заключение договора субаренды

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании п. 1 названной части, передача указанного имущества в субаренду может осуществляться без проведения торгов.

Согласно ст. 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в случае, если не соблюдаются требования п. 16 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, передача государственного или муниципального имущества в субаренду осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Условие об оплате задатка

Правилами проведения торгов не регулируется порядок определения размера задатка, поэтому при проведении конкурса, аукциона размер задатка и необходимость его внесения определяются организатором торгов.

При этом в соответствии с ч. 12 п. 40 (ч. 12 п. 114) Правил1 установление требования об обязательном заключении договора задатка между организатором конкурса (аукциона) и заявителем не допускается.

Срок договоров в отношении имущества, включенного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)

В соответствии с п. 31 (105) Правил в извещении о проведении конкурса (аукциона) указывается срок действия договора, который определяется организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно в соответствии с принципом свободы договора, который декларируется ст. 421 ГК РФ, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор на определенных условиях предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством сторон.

Согласно ч. 4.3 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее чем пять лет.

Пунктом 39 (113) Правил предусмотрено положение о том, что указываемый в конкурсной документации (документации об аукционе) срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, предусмотренного Законом № 209-ФЗ, должен составлять не менее пяти лет.

На основании вышеизложенного заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, не включенного в указанные перечни, возможно на любой срок.

Предоставление бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду)

В соответствии с ч. 4.3 ст. 18 Закона № 209-ФЗ максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.

Пунктами 39 (113) Правил также установлено, что максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать трех лет.

Пунктом 77 Правил установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.

Сроки организации и проведения торгов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества

Торги в соответствии со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции могут проводиться в том числе до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам проведения торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц, за исключением случаев, когда оно закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Установление организатором торгов порядка предоставления и размера обеспечения исполнения договора

В соответствии с п. 40 (114) Правил конкурсная (аукционная) документация, помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса (аукциона), должна содержать в том числе размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления в случае, если организатором конкурса (аукциона) установлено требование об обеспечении исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором конкурса (аукциона) (подп. 13 п. 40 и подп. 13 п. 114).

Таким образом, порядок, размер предоставления обеспечения исполнения договора устанавливаются организатором торгов самостоятельно.

Определение начальной (минимальной) цены договора (цены лота)

В случае проведения торгов на право заключения договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предметом торгов является право заключения таких договоров.

В соответствии с п. 31 и 105 Правил извещение о проведении торгов должно содержать сведения о начальной (минимальной) цене договора (цене лота) с указанием при необходимости начальной (минимальной) цены договора (цены лота) за единицу площади имущества, права на которое передаются по договору, в размере ежемесячного или ежегодного платежа за право владения или пользования указанным имуществом, в размере платежа за право заключить договор безвозмездного пользования указанным имуществом.

Таким образом, при проведении торгов начальной (минимальной) ценой договора может являться либо минимальная цена (плата) за право заключения договора, либо начальный (минимальный) размер арендной платы.

При этом, учитывая, что Правила проведения торгов не регулируют порядок определения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), она устанавливается организатором торгов (конкурса, аукциона) самостоятельно с учетом норм законодательства, регулирующего оценочную деятельность в Российской Федерации.

Победителем аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право заключения договора аренды или наибольшую арендную плату. При проведении конкурса победитель определяется на основании оценки и сопоставления заявок по критериям, предусмотренным конкурсной документацией, в том числе цене за право заключения договора аренды или размера арендной платы.

1 Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

новый документ

ФАС России обновила регламент по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства

Минюст России 18 июня 2012 г. за № 24593 зарегистрировал приказ ФАС России от 25.05.2012 № 340 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонополной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации».

С мая 2010 г. и до введения в действие нового регламента (вступит в силу через десять дней после официального опубликования, еще не опубликован) должностные лица антимонопольной службы руководствовались аналогичным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.02.2010 № 89.

Регламент определяет стандарт, сроки и последовательность действий ФАС России и ее территориальных органов при исполнении государственной функции по проведению проверок на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства РФ, то есть регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Напоминаем, что проверка проводится в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих госфункции, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. НКО подлежат проверке исключительно в части соблюдения положений ст. 10, 11, 11.1, 14—17.1, 19—21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности.