Гражданам предлагают покупать страховки от странных действий Минтранса

| статьи | печать

Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько в интервью «Российской газете», говоря о банкротстве Wind Jet, предложил гражданам страховаться на такие случаи, доплачивая по 30—60 руб. за каждый авиабилет. Наверное, специалист знает, что говорит. Но хотелось бы уяснить, откуда взялась на наши головы эта Wind Jet?

Это итальянская авиакомпания располагает всего 12 самолетами. Но она принесла большие хлопоты России. Когда Wind Jet прекратила полеты, правительство обеспокоилось ситуацией, уговорило компанию «Россия» возить пассажиров по билетам Wind Jet. Как будут компенсированы России затраты, не поясняется, но в любом случае, сколько бы ни понадобилось, это будут деньги российских налогоплательщиков.

Экстренным вывозом россиян, застрявших в Италии по вине Wind Jet, сразу занялись пять других итальянских авиакомпаний, в том числе национальный перевозчик Alitalia. Этот гигант сообщает, что ему пришлось ввести дополнительно 20 рейсов в день на Сицилию. Очевидно, что далее последуют переговоры Alitalia с нашей бюрократией о том, кто же компенсирует и какую часть понесенных авиа­торами потерь. Возможно, что опять придется раскошелиться российским налогоплательщикам.

Всего из-за краха апеннинского дискаунтера Wind Jet пострадали почти 300 000 пассажиров, которые купили билеты до октября. Перевозчик выполнял авиарейсы из Италии по 17 направлениям. В России летал в Москву, Петербург и Ростов-на-Дону. Полеты были прекращены в ночь на воскресенье, 12 августа. У компании кончились деньги, не хватило даже на закупку керосина.

Банкротство авиакомпаний стало в Италии почти национальной забавой. С 2000 г. там разорилось десять авиаперевозчиков. Среди них тоже дискаунтеры: MyAir, AlpiEagles, Panair, AzzurraAir. Заметим, что до Wind Jet они создавались в основном для осуществления внутренних маршрутов. Жили по 6—7 лет. Сначала зарабатывали, потом — разорялись. Сценарий отработан. Может быть, это выгодный сценарий, позволяющий владельцам закрывать дело и уходить на покой с хорошим счетом где-нибудь на Гибралтаре. Нашлись желающие применить схему более глобально и организовать не только внутренние перевозки, но и полеты за границу. Для такого серьезного проекта нужны солидные и смекалистые партнеры. Где их взять? В России.

На наш рынок прошлой зимой компания Wind Jet была выведена Минтрансом. Министерство загодя начало канючить, что пора переписать межправительственное соглашение о воздушном сообщении с Италией. Итальянские власти, говорят, долго не могли понять, зачем надо переписывать исправно действующее соглашение. Попробовали сопротивляться инициативе, наивно полагая, что без Берлускони русским будет труднее лоббировать свои интересы. Не тут- то было. Согласились в итоге. И ради чего все было сделано? По новому соглашению с каждой стороны появились вторые назначенные регулярные перевозчики в Рим и Милан. С российской — «Трансаэро». Понятно, компания давно говорит, что надо разрушать монополию «Аэрофлота». А вот с итальянской стороны явилась Wind Jet. Кто ее предложил? Российский Минтранс.

Об этом рассказывает известный экономист и член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко: «…на изменение соглашения итальянцы пошли только под сильнейшим давлением со стороны российского Минтранса, который сам предложил Wind Jet в качестве второго перевозчика с итальянской стороны»… Конечно, его мотив понятен — доказать, что не всегда разрушение монополии топорными действиями является благом. Можно углядеть намек, что, мол, это «Трансаэро» «уговорило» Минтранс на такую акцию. Но если у «Трансаэро» очевиден интерес к расширению географии полетов, то вовсе не однозначен — к выводу на российский рынок именно Wind Jet.

Сегодня ситуация в авиаот­расли такова: конкуренция — громадная, прибыльность — нижайшая. Выживать в таких условиях могут только гиганты, потому в Европе и США идет консолидацция отрасли. В общем, в Италии найти желающих налаживать регулярные полеты в Россию было трудно (Alitalia только вышла из состояния банкротства). Другое дело (гипотеза) — компании, реализующие описанный выше сценарий: срубить денег, пока можно, а потом тихо пойти под банкротство. Вот и приглянулась Wind Jet.

Могли срастись интересы «Трансаэро» и Wind Jet. Но Минтранс-то — регулятор. Министерство должно было знать подноготную Wind Jet, проблемы у которой прошлой зимой, когда компания шла в Россию, уже были. Минтранс мог бы не усердствовать в выводе Wind Jet на российские направления. Или заставить себя уговаривать, выторговывая гарантии на случай разорения партнера. На самом же деле, как говорит С. Алексашенко, Минтранс агрессивно лоббировал приход именно Wind Jet.

Однако А. Нерадько про все это не рассуждает. Но мгновенно предлагает поднять цену билетов на несколько десятков рублей для страхования от банкротства авиакомпаний. Наверное, он прав. Нет никаких гарантий, что завтра Минтранс не приведет к нам нового предбанкрота, лучше уж загодя подстраховаться.