Россия вступает в ВТО: что изменится в законодательстве

| статьи | печать

22 августа 2012 г. Россия вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО), о чем официально заявил МИД России. Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее — Протокол о присоединении к ВТО)1. ратифицирован еще месяц назад. С даты вступления России в ВТО начнут действовать многие документы в сфере таможенного законодательства и не только. Рассказываем об актуальных изменениях, которые ждут российский бизнес.

Итак, 22 августа вступят в силу некоторые документы (или их отдельные положения), действие которых откладывалось до момента присоединения России к ВТО (см. таблицу).

С 23 августа начнут действовать новые редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54). Новые редакции этих документов разработаны с учетом обязательств России, принятых в связи с вступлением в ВТО.

А 1 сентября 2012 г., по словам министра экономического развития РФ Андрея Белоусова, наступит первый этап выполнения обязательств РФ перед ВТО по снижению единого таможенного тарифа (средневзвешенного импортного тарифа). После этого каждый год с 1 сентября показатель будет понижаться вплоть до 2015 г. Затем тариф стабилизируется примерно на уровне 2015 г. В среднем тариф за этот период снизится примерно на 3,5%. В настоящее время он составляет порядка 9,5%, в 2013 г. — 7,4, в 2014 г. — 6,9, в 2015 г. — порядка 6%.

Безусловно, что вступление России в ВТО потребует гармонизации многих сфер российского законодательства с нормами международного права.

Как будет соотноситься законодательство ТС с нормами и правилами ВТО

В ситуации, когда один или несколько участников Таможенного союза присоединяются к ВТО, начинает действовать Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы2.

Как следует из этого договора, со дня присоединения любого участника ТС к ВТО положения Марракешского соглашения о создании ВТО (далее — Марракешское соглашение) становятся частью правовой системы ТС. Первый присоединившийся к ВТО участник информирует остальных участников и координирует с ними действия по принятию обязательств в качестве условия присоединения к ВТО, если такие обязательства требуют изменений правовой системы ТС. Если впоследствии к ВТО присоединится другой участник, его обязательства перед ВТО также станут частью правовой системы ТС.

С момента, когда первый участник присоединяется к ВТО, ставки Единого таможенного тарифа ТС не могут превышать ставки импортного тарифа, которые установлены Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров. Исключения предусмотрены только Марракешским соглашением.

Согласно упомянутому договору участники ТС должны привести правовую систему ТС в соответствие с Марракешским соглашением. И до тех пор, пока этого не будет сделано, положения названного соглашения (с учетом обязательств участника ТС перед ВТО) являются приоритетными по отношению к международным договорам ТС и решениям его органов. Некоторые правовые нормы ТС могут оказаться более либеральными, чем нормы Марракешского соглашения, тогда их можно будет применять. Кроме того, участники ТС должны обеспечить соответствие названному соглашению всех международных договоров и актов, принимаемых в рамках ТС.

Новые правила для санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля

Участники Таможенного союза будут признавать санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) государств — членов ТС. Это предусмотрено Решением Комиссии ТС от 18.10.2011 № 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска». В частности, участники ТС будут проводить совместные консультации с государствами-экспортерами для заключения договоров о признании эквивалентности отдельных санитарных, ветеринарных или фитосанитарных мер. Могут быть установлены процедуры аудита, сертификации и мониторинга, применяемые в отношении любой меры, признанной эквивалентной.

Риски для жизни или здоровья человека, животного или растения будут оцениваться на основе методик, разработанных международными организациями (например, Комиссией «Кодекс Алиментариус», Международным эпизоотическим бюро), а также методик международных и региональных организаций, действующих в рамках Международной конвенции защиты растений3.

Патентные пошлины будут одинаковы для всех

Вносятся изменения в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами4. Поправки приняты постановлением Правительства РФ от 15.09.2011 № 781.

При взимании патентных и иных пошлин, о которых говорится в упомянутом положении, иностранным лицам будет обеспечен национальный режим, что соответствует принципам ВТО. В основу расчета новых размеров пошлин положены их величины, установленные для резидентов, с поправкой на инфляцию. То есть размеры патентных пошлин и иных пошлин при оказании конкретных услуг будут одинаковы для всех лиц, независимо от того, являются они резидентами РФ или нет.

Отметим, что буквально в мае этого года ВАС РФ признал незаконной практику завышения пошлин для нерезидентов, посчитав, что она базируется на необоснованных различиях между резидентами и нерезидентами, негативно сказывается на конкуренции, а также противоречит международным обязательствам РФ (Решение ВАС РФ от 11.04.2012 № ВАС-308/12). Инициатором судебного иска стал предприниматель из Чехии. По его заявлению высший суд рассмотрел вопрос о том, правомерно ли установлен для нерезидентов завышенный размер пошлины за рассмотрение возражения против выдачи патента (этот размер оказался почти в семь раз выше, чем для резидентов).

1. Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 № 126- ФЗ.

2. Подписан 19 мая 2011 г. в г. Минске, ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ.

3. Заключена в г. Риме 6 декабря 1951 г.

4. Утверждено постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.

Изменения в международном и национальном законодательстве в связи с вступлением России в ВТО

Документ (отдельная норма документа)

Суть документа (нормы)

Комментарий

Изменения в сфере таможенного регулирования с 22 августа 2012 г.

Договор о функционировании Таможенного союза в рамках
многосторонней торговой системы, подписан 19 мая 2011 г. в г. Минске

Документ призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО

Ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»

Решение Комиссии ТС от 18.10.2011 № 835 «Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска»

Страны ТС признают санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры других государств как эквивалентные, даже если они отличаются от мер ТС и (или) стран — членов ТС

Государство-экспортер выполняет два обязательных условия:
— объективно доказывает, что его меры позволяют достичь надлежащего уровня санитарной и (или) ветеринарной защиты ТС или фитосанитарной защиты государства— члена ТС;
— обеспечивает государствам ТС по их запросу доступ для проведения проверок, испытаний и других процедур

Решение Комиссии ТС от 23.09.2011 № 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)»

Определен список отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в отношении которых уполномоченные органы РФ не осуществляют ветеринарный контроль (в частности, фуражное зерно, жиры и масла растительные и их фракции, дрожжи неактивные, используемые для кормления животных)

Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) утвержден Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 № 317

Решение Комиссии ТС от 22.06.2011 № 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»

Регламентирует, какими документами нужно руководствоваться, если нет документов ТС или национального законодательства, действующих на территории ТС, которые устанавливают обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к животным и продуктам животного происхождения, фитосанитарные требования к растениям и растительной продукции, санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продуктам животного и растительного происхождения. В такой ситуации применяют стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро, Международной конвенции по карантину и защите растений и Комиссии «Кодекс Алиментариус»

Упомянутые международные стандарты также применяются, если ветеринарные, фитосанитарные, санитарно- эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории ТС, являются в большей степени ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска для жизни или здоровья человека, животных или растений. Дата вступления документа в силу установлена Решением Комиссии ТС от 16.08.2011 № 773«О вступлении в силу Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 721 „О применении международных стандартов, руководств и рекомендаций“»

Решение Комиссии ТС от 16.08.2011 № 747 «О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции»

Исключается раздел 2.18 из Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Речь идет об этиловом спирте и алкогольной продукции, ограниченных к перемещению через таможенную границу ТС при импорте. Названная продукция будет значиться только в п. 2 раздела 2.26 Единого перечня в числе товаров, при ввозе которых установлено исключительное право (применяется к товарам, происходящим из третьих стран и импортируемых в Республику Беларусь согласно ее законодательству)

Одновременно утрачивает силу Положение о порядке ввоза этилового спирта и алкогольной продукции на таможенную территорию ТС, согласно которому упомянутую продукцию ввозят на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным органом участника ТС

Постановление Правительства РФ от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Устанавливает новые ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы ТС

Упомянутые ставки приведены в соответствие с обязательствами России после ее присоединения к ВТО. Утрачивают силу постановления Правительства РФ от 25.04.2011 № 312, от 27.09.2011 № 785, от 17.10.2011 № 840, от 06.02.2012 № 88, от 02.05.2012 № 408, от 04.05.2012 № 430, № 431 и № 432

Решение Комиссии ТС от 23.09.2011 № 812 «Об опубликовании проектов решений Комиссии Таможенного союза»

Проекты решений Комиссии ТС, содержащих обязательные для исполнения участниками ТС правила, затрагивающие торговлю товарами государств — членов ТС между собой и с третьими странами, доводятся до сведения заинтересованных лиц путем опубликования на официальном интернет-сайте Комиссии ТС

При принятии решения по каждому такому проекту Комиссия ТС учитывает замечания и предложения любых заинтересованных лиц, полученные в соответствии с п. 2 Решения

Абзацы 2 и 4 п. 3, п. 5—7, глава IV, подп. «а» п. 162 и подп. «и», «к» п. 165 Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Комиссии ТС от 18.10.2011 № 834

Вводится институт аудита зарубежных официальных систем надзора. То есть основным принципом, который будет использоваться для обеспечения безопасности подконтрольных товаров при их производстве, переработке, транспортировке и/или хранении в третьих странах, станет проведение аудита зарубежной официальной системы надзора (ЗОСН) (На эту тему см. сообщение Россельхознадзора от 10 августа 2012 г., опубликованное на сайте ведомства)

Если аудит ЗОСН завершен успешно, включать предприятия (лиц) в Реестр предприятий третьих стран будут в соответствии с перечнем, предоставляемым компетентным органом третьей страны. Если аудит не проводился, не завершен или ЗОСН признана неспособной обеспечить уровень соответствующей защиты, включить организацию в упомянутый реестр стороны смогут по согласованию на основании совместной проверки или гарантий, предоставленных компетентным органом третьей страны

Подпункт «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 20.07.2011№ 595 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863»

Снижается ставка таможенного сбора за таможенное оформление товара. Так, ставка сбора составит 30 000 руб. за оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет более 10 млн руб.

Сейчас ставки таможенного сбора составляют (абз. 8 и 9 п. 1 постановления Правительства РФ от 28.12.2004 № 863):
— 50 000 руб. за таможенные операции с товарами стоимостью более 10 млн руб. до 30 млн руб.;
— 100 000 руб. — с товарами стоимостью свыше 30 млн руб.

Изменения в сфере таможенного регулирования с 23 августа 2012 г.

Решение Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»

Поскольку Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, для них предусмотрены изъятия. И на отдельные товары в этих странах сохраняются ранее действовавшие ставки ЕТТ ТС 55

Ставки ввозных таможенных пошлин для Белоруссии и Казахстана, отличные от ставок ЕТТ ТС, утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №

Решения Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров»

По большинству товарных позиций 87-й группы (в нее входят различные транспортные средства, в том числе автомобили) ставки практически не изменятся

Для Белоруссии такие ставки будут действовать до момента ее присоединения к ВТО, а для Казахстана — в течение шести месяцев, по истечении которых срок продлевается до вступления этой страны в ВТО

Изменения в сфере регулирования обращения лекарственных средств с 22 августа 2012 г.

Часть 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Федеральный закон от 11.10.2010 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обращении лекарственных средств“»)

Устанавливается срок защиты информации, представленной заявителем для госрегистрации лекарственных препаратов. Запрещается получать, разглашать, использовать такую информацию в коммерческих целях и в целях госрегистрации лекарственных препаратов в течение шести лет с даты такой регистрации. Запрещается обращение лекарственных средств, зарегистрированных с нарушением правил о защите информации, представленной заявителем для их госрегистрации

Нарушителей названных правил будут привлекать к ответственности по российскому законодательству, в частности, по ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ

Изменение размера патентных пошлин с 22 августа 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 15.09.2011 № 781 «О внесении изменений в Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами»

Отменяется разделение заявителей на резидентов и нерезидентов при уплате патентных и иных пошлин Вводится единый для всех заявителей размер патентных и иных пошлин за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, госрегистрацией товарного знака и знака обслуживания, госрегистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с госрегистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами

Документ также вводит льготы для тех заявителей, которые подают заявки в электронном виде, для них размер пошлин за регистрацию заявок уменьшается на 15%. Вводятся льготы и для субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».Если такие заявители подтвердят свой статус, отдельные пошлины для них уменьшатся наполовину

Изменения в сфере господдержки сельского хозяйства с 22 августа 2012 г.

Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства от 09.12.2010 ограничивается в действии

На Россию не распространяются правила об ограничении уровня мер, направленных на поддержку сельского хозяйства участниками ТС. Применяются ограничения, установленные Протоколом о присоединении к ВТО. Внутренняя поддержка государства сельскому хозяйству будет ограничена фиксированной денежной суммой, которая будет поэтапно сокращена с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4,4 млрд в 2018 г.

Сейчас согласно ч. 1 ст. 6 Соглашения уровень мер, оказывающих искажающее влияние на торговлю, определяется как процентное отношение объема господдержки сельского хозяйства к валовой стоимости произведенных сельхозтоваров в целом. Для названного показателя установлен лимит 10%

Изменения в сфере регулирования соглашений о разделе продукции с 22 августа 2012 г.

Абзац 10 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.12.95 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» принципами в сроки и в порядке, которые предусмотрены документами

Положения ст. 7 названного закона, противоречащие принципам ВТО, теряют силу или должны быть приведены в соответствие с этими ВТО и соглашением о вступлении РФ в эту организацию

Ограничения национального режима установлены в Перечне специфических обязательств РФ по услугам (приложение к Протоколу о присоединении к ВТО)