Контрагент под микроскопом

| статьи | печать

Минфин России в письме от 03.08.2012 № 03-02-07/1-197 дал рекомендации, как организации, проявляющей должную осмотрительность, подтвердить добросовестность контрагентов.

Пока не доказано обратное, предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно. Но если установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что организация знала либо должна была знать о предпринимательской деятельности, которую ее контрагент фактически не осуществляет и не может исполнить обязательства по сделкам, оформленным от его имени, налоговый орган может обвинить компанию в получении необоснованной налоговой выгоды.

Чтобы избежать подобной ситуации, желательно перед заключением сделки проверить контрагента на добросовестность. Минфин России рассказал, как это сделать.

Оцените риски

Специалисты финансового ведомства рекомендуют проводить оценку рисков с учетом Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложение 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Эти критерии можно найти на официальном сайте ФНС России. Ими предусмотрено, что при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие перечисленных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или однодневки), а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными.

Что может усугубить ситуацию

Дополнительно повышает налоговые риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих обычаев делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • отсутствие реальных действий контрагента по взысканию задолженности. Рост задолженности контрагента на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • выпуск, покупка (продажа) контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача (получение) займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика и т.п.

Минфин России также рекомендует проверить юридический адрес контрагента на предмет, не является ли этот адрес местом массовой регистрации юридических лиц. Сделать это можно на сайте ФНС России, где размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок).

Кроме того, финансисты советуют проверить, не входят ли в состав исполнительных органов контрагента дисквалифицированные лица. Эту информацию также можно найти на сайте ФНС России.

В целях проявления должной осмотрительности налогоплательщик имеет полное право обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности. Эти сведения не являются коммерческой тайной, и контрагент не вправе отказать в их представлении. Об этом четко сказано в письме ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

А что говорят суды

В судебной практике выработался следующий подход. Если организация проверила факт регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), получила от него учредительные документы, проверила наличие у него необходимых разрешений, лицензий, ресурсов, требующихся для выполнения договорных обязательств (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала), а также если имеют место личные контакты с контрагентом и расчеты с ним осуществляются в безналичном порядке, считается, что организация проявила должную осмотрительность при выборе контрагента и обвинить ее в получении необоснованной налоговой выгоды нельзя (подробнее см. «БП», 2011, № 41).