Корпоративность— манок для инвестора

| статьи | печать

На семинаре в Национальном институте корпоративной реформы эксперты обсудили перспективы развития практики корпоративного управления в отечественных компаниях.

В последние годы проблемы корпоративного управления лидируют в мировом листинге самых обсуждаемых экономических тем. За таким неподдельным интересом кроется желание инвесторов, получателей инвестиций и регулирующих госоргановиметь дополнительные источники экономического и финансового роста в условиях быстрого изменения мировой макроэкономической ситуации. В мировой экономике существует избыток капиталов, для которых не находится адекватного применения, а портфельные инвестиции растут быстрее прямых.

За последние несколько лет с мировых рынков «испарились» порядка 13 триллионов долларов. Так, потери инвесторов вследствие краха «Энрона» составили 60—90млрд долларов, во время азиатского кризиса — 15—20, а из-за дефолта в России — порядка нескольких миллиардов.

Инвесторы же продолжают не обращать внимание на тревожные показатели. Характерно, что консервативное Standard&Poor’s поддерживало высокий рейтинг «Энрона» до самого его банкротства, а во всем мире как на дрожжах растут кэш-фонды — структуры, ищущие высокодоходные активы.

Реальность такова, что сегодня пятерка крупнейших американских инвестиционных банков контролирует мировые инвестиционные потоки, во внешнем аудите сложилась олигополия «большой четверки», а мировой рынок рейтинговых услуг поделен между тремя агентствами. Поэтому компаниям развивающихся рынков, в том числе российским, приходится приспосабливаться к навязываемым американским стандартам ведения бизнеса.

По мнению выступившего на семинаре директора Российского института директоров И. Беликова, внедрение новых стандартов корпоративного управления сегодня является той палочкой-выручалочкой, которая позволяет не только улучшить конкурентоспособность бизнеса, но и сделать его привлекательным.

Российским компаниям, желающим соответствовать западным стандартам, могут быть очень полезны некоторые нехитрые приемы: например, присутствие знаковых персон в советах директоров, регулярность проведения корпоративных мероприятий. Модно «социально ответственное инвестирование», и такие компании, безусловно, выигрывают в глазах западных инвесторов. Характерен пример «РБК» и концерна «Калина», которые уложились в искомые параметры и в результате «выстрелили» на фондовом рынке.

По мнению И. Беликова, отечественные компании способны улучшать нормы управления и без обращения к западным стандартам. Во-вторых, можно выполнить массу формальных вещей и получить на них сертификат. Это прежде всего вопрос денег. А в-третьих, необходимо искать более тесные отношения стой частью бизнеса на Западе, которая отказывается играть по абсурдным правилам, противоречащим здравому смыслу.

Тем не менее российским компаниям необходимо зорко следить за тенденциями в корпоративном управлении, без которого сегодня не решить проблемы капитализации и привлекательности бизнеса.