Россия опять оказалась в выгодном положении

| статьи | печать

Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) распространила отчет «Накануне шторма. Страны Центральной и Восточной Европы и кризис еврозоны» (Approaching storm. Central and Eastern Europe and the eurozone crisis). Из него следует, что странам описываемой части Европы может грозить очередное серьезное ухудшение экономической ситуации.

Основная угроза: страны Центральной и Восточной Европы легко могут стать жертвами глобальной финансовой паники и последующего «бегства в безопасные зоны». Это справедливо для всех стран с развивающейся экономикой, не только европейских.

Более серьезная опасность кроется в тесных связях Центральной и Восточной Европы с западноевропейскими экономиками и, следовательно, с евро. Если у стран еврозоны все-таки есть определенные возможности для маневра — вроде того решения, которое принял Европейский ЦБ на прошлой неделе, — то у центрально- и восточноевропейских стран ничего подобного нет, а кроме того, они не смогут компенсировать внешние удары с помощью каких-либо внутренних стимулов. Относительно низкие показатели сбережений в сочетании с высокой потребностью в инвестициях в этих странах привели к накоплению частной задолженности перед зарубежными партнерами. Чем больше страна получает иностранного финансирования, тем выше ее финансовые риски. Как следует из отчета PwC, на экономики региона повышается «рецессионное давление», преимущественно из-за высокой зависимости от экспорта на западноевропейские рынки или из-за чувствительности к импорту сырья. Особенно сильно этому риску подвержены Словения, Болгария, Белоруссия и Словакия.

Проблемы с иностранным долгом могут оказаться особенно значительными в Белоруссии, которая снова может столкнуться с риском неплатежеспособности. Ситуация в Латвии, Венгрии, Сербии и Украине также может оцениваться как опасная. Проблемы в банковском секторе могут серьезно повлиять на Болгарию и в меньше степени — на Латвию, Хорватию, Румынию и Сербию. Пространство для маневра в макроэкономической политике с целью противодействия рецессии крайне ограничено в Словакии, Словении и в Сербии, а также в некоторой степени ограничено во всех остальных странах региона, за исключением России.

Российская экономика в высокой степени зависит от мирового спроса на энергию и от цен на нефть. Но текущий баланс хорош и демонстрирует устойчивые позитивные тенденции в течение всего кризисного периода. Если не произойдет существенного снижения цен на нефть, то в краткосрочной перспективе относительно устойчивый финансовый сектор и высокий уровень валютных резервов должны обеспечить России валютную стабильность.

PricewaterhouseCoopers следует логике в своих выводах. Но реальность часто алогична, даже в России. Высокие цены на нефть действительно могут обеспечить валютную стабильность, вопрос в том, понадобится ли это власти? В конце концов нынешний спор вокруг проекта бюджета, в котором очевидно не сходятся ожидаемые доходы с обещанными президентом расходами, можно попытаться решить простой девальвацией рубля.