Саморегулируемые организации обяжут быть прозрачными

| статьи | печать

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий изменения сразу в несколько законов, а именно: об оценочной деятельности, о несостоятельности (банкротстве), о саморегулируемых организациях, о кредитной кооперации, КоАП РФ, Градостроительный кодекс РФ. Цель поправок — повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, причем всех — как делегированных, так и добровольных.

Законопроект № 136871-6

Основная часть изменений, предлагаемых внесенным в Госдуму законопроектом, касается норм Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ).

В соответствии с действующей редакцией ст. 7 Закона № 315-ФЗ саморегулируемые организации обеспечивают доступ к своей информации по перечню, установленному в ч. 1 данной статьи, посредством опубликования ее в СМИ и (или) размещения в Интернете. Законопроектом предлагается обязать все саморегулируемые организации создать собственные официальные сайты в Интернете для раскрытия указанной информации. Электронный адрес этого сайта должен включать доменное имя, права на которое принадлежат создавшей его саморегулируемой организации.

Изменения предлагается внести и в список информации, которая обнародуется СРО в обязательном порядке.

Так, например, кроме информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда СРО, последние будут обязаны размещать информацию и о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда и об основаниях таких выплат. Вместо результатов проведенных проверок деятельности членов СРО такие организации должны будут размещать электронную копию плана проверок своих членов, а также информацию о проверках за два предшествующих года, проведенных в отношении членов СРО.

Любые изменения в составе информации и документах, в обязательном порядке размещаемых в открытом доступе на официальном сайте СРО, должны будут размещаться в течение пяти рабочих дней начиная с дня, следующего за днем наступления события, влекущего такие изменения.

Делегированные СРО, то есть те, членство в которых является обязательным (например, СРО аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, строительные СРО) будут нести ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязанностей по раскрытию информации.

Законопроектом № 136871-6 предлагается дополнить КоАП РФ новой ст. 14.52, которая будет предусматривать различную ответственность за повторное в течение календарного года неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение вышеука­занными СРО обязанностей по раскрытию информации в зависимости от ее вида:

  • информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда, а также по ведению реестра членов СРО и его размещению на сайте — в виде штрафа в размере 100 000—300 000 руб.

для СРО и в размере 20 000—50 000 руб. для ее членов;

  • любой другой информации в соответствии с требованием законодательства — в виде штрафа в размере 20 000—50 000 руб. для СРО.

Предполагается, что привлекать к ответственности, предусмотренной вышеуказанной статьей, будут органы федеральной власти, уполномоченные осуществлять госконтроль за деятельностью СРО в соответствующей сфере.

Особое внимание в законопроекте уделено реестру членов СРО. Так, планируется ввести для саморегулируемых организаций обязательную функцию по ведению реестра членов СРО в соответствии с требованиями, установленными Законом № 315-ФЗ, а также обязанность СРО по размещению электронной копии этого реестра на своем официальном сайте. При этом на нем нужно будет размещать не только копию реестра, но и информацию о лицах, прекративших свое членство в СРО (сейчас размещается информация только о действующем составе членов).

Кроме того, Закон № 315-ФЗ будет дополнен ст. 7.1 «Ведение реестра членов саморегулируемой организации». В соответствии с ней реестр членов СРО — это информационный ресурс, содержащий систематизированную информацию о членах СРО и лицах, прекративших свое членство. В нем будет содержаться информация как подлежащая раскрытию, так и ограниченного доступа.

К информации общего доступа отнесены, например:

  • регистрационный номер в реестре и дата регистрации в нем;
  • сведения, позволяющие идентифицировать члена СРО;
  • сведения о соответствии требованиям членства в СРО, об обеспечении имущественной ответственности, о результатах проверок и фактах дисциплинарных взысканий, о случаях привлечения членов СРО к ответственности за нарушение законодательства и т.д.

Доступ будет ограничен пока только к паспортным данным и сведениям о месте жительства, с возможностью расширить этот список в законе.

Законопроект предусматривает корректировку ряда отраслевых законов, в том числе в ГрК РФ, федеральные законы от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающих специальные требования в области раскрытия саморегулируемыми организациями информации о результатах своей деятельности и деятельности своих членов, с целью их приведения в соответствие с положениями законопроекта.