Налоговые органы запрашивать банки о счетах и выписках будут по-новому

| статьи | печать

В скором времени налоговые органы будут в соответствии с новым порядком направлять запросы в банки о наличии счетов (специальных банковских счетов) и (или) об остатках денежных средств на этих счетах. А также о представлении выписок по операциям. Утвержденный ФНС России приказ от 25.07.2012 № ММВ-7-2/518@ «Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов» прошел процедуру государственной регистрации в Минюсте России (зарегистрирован 12.09.2012) и вступит в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования1. Рассмотрим его отличия от действующего порядка.

Действующий в настоящий момент приказ ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2007 № 8759) был принят в соответствии с п. 3 ст. 86 Налогового кодекса РФ.

Напомним, что этим пунктом федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставлено право устанавливать форму (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк.

Однако с тех пор полномочия налоговых органов были расширены двумя другими федеральными законами. А именно Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ) и Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закона № 161‑ФЗ). Ими, в частности, предусмотрено право ФНС России по установлению форм (форматов) и порядков направления налоговыми органами запроса в банк о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах и оператору по переводу денежных средств.

Помимо этого в этих законах установлена обязанность для банков и операторов по переводу денежных средств, являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), представлять налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) (ч. 5 ст. 7 Закона № 103-ФЗ и ч. 8 ст. 14 Закона № 161-ФЗ соответственно). Именно с их появлением и связаны основные изменения, произошедшие в новом Порядке.

Отметим, что и п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ, и ч. 5 ст. 7 Закона № 103-ФЗ, и ч. 8 ст. 14 Закона № 161-ФЗ предусматривают обязанность в выдаче вышеозначенных справок, выписок в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

В противном случае наступает ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

На что распространяется Порядок

Утвержденный ФНС России новый Порядок по сравнению с пока еще действующим порядком дополнен тремя новыми пунктами. В остальном он полностью повторил действующие положения.

На два из трех новых пунктов стоит обратить внимание, так как они устанавливают, на какие отношения и на кого распространяется утвержденный Порядок.

Итак, в п. 2 Порядка сказано, что он применяется в отношении:

  • открытых в банках счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств;
  • счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

А в пункте 3 — что его положения распространяются:

  • на Центральный банк РФ и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
  • операторов по переводу денежных средств, обязанность которых по выдаче налоговым органам справки о наличии у них специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами).

Изменения в формах и мотивировках

Приказом ФНС России утверждены две абсолютно новые формы запросов:

  • о представлении справки об остатках электронных денежных средств (приложение 5);
  • о представлении справки о переводах электронных денежных средств (приложение 6).

Другие формы претерпели незначительные изменения. По уже описанным выше причинам в формах запросов о представлении справки о наличии счетов (специальных банковских счетов), или справки об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), или выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) налоговый орган должен будет отметить, на основании какой нормы закона направляется запрос. На основании:

  • п. 2 и 4 ст. 86 Налогового кодекса РФ;
  • ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
  • ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Еще одно изменение в формах касается срока представления справок. В соответствии с законодательством банки и банковские агенты должны их представить в течение трех дней. ФНС России, руководствуясь положением ст. 6.1 НК РФ, уточнила в формах, что справки должны представляться в течение трех рабочих дней.

Больше никаких изменений в формах нет. Но есть они в приложениях к ним, в которых даются рекомендации относительно заполнения мотивировочной части запроса.

В частности, появилось два новых основания, которые могут быть указаны в мотивировочной части запроса:

  • проведение контроля за соблюдением обязанности банковским платежным агентом (субагентом) по сдаче оператору по переводу денежных средств, полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковским платежным агентом (субагентом) специального банковского счета для осуществления расчетов;
  • проведение контроля за соблюдением платежным агентом обязанности по сдаче в кредитную организацию наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, а также по использованию платежным агентом и поставщиками специального банковского счета для осуществления расчетов при приеме платежей.

И произошло изменение, пожалуй, в самом оспариваемом банками основании — проведение в отношении организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката) мероприятий налогового контроля. Раньше при перечислении в качестве примера подобных налоговых мероприятий были упомянуты мероприятия налогового контроля, вызванные фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, или непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также иные цели и задачи налогового контроля. Теперь они не поименованы. Значит ли это, что сейчас они не могут служить поводом для запроса? Конечно, нет. Ведь это же пример, и доказывать, что налоговый орган представил немотивированный запрос, по-прежнему нужно будет в суде. Так как в законодательстве отсутствует четко определенный перечень мероприятий налогового контроля.

1 На момент подписания номера не опубликован